Фестиваль расположился в поселках Анаклия и Ганмухури, на берегу Черного моря, в том самом месте, где, по задумке экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, должен был возводиться новый город Лазика. Новые власти страны отказались от идеи постройки города. На побережье остались пальмы, которые в свое время подарил будущему городу арабский шейх, и несколько дорогих отелей.
При всей массе недостатков поспешной организации фестиваля на новом месте (переезд былл анонсирован через полтора месяца после аннексии Крыма), праздник удался - и прежде всего, за счет людей, которых мы встретили. Мы были морально готовы к туристическим условиям быта. Наш небольшой лагерь стал таким себе автономным островом из украинцев и грузинов, которые просто любили электронную музыку и отрывались 24 часа в сутки. Мы дружно клали на все минусы организации, пили чачу и вино, коктейли и пиво, вместо сна дремали в гамаках, а по утрам вместе купались в теплом море. Это была неделя без новостей, интернета, телефонов. Неделя радости, танцев, живого общения. Президент фестиваля Никита Маршунок обещал создать ту самую особую «энергию» - ему это удалось.
Проект Казантип должен жить хотя бы для того, чтобы однажды можно было все это повторить. И Маршунок не против продолжать его в том же месте. Но многие знакомые тусовщики уезжали в этом году разочарованными. Это был, наверное, самый алкогольный, самый малолюдный, самый экономный (хотя и убыточный) для организаторов и самый дорогой для людей фестиваль. Для того, чтобы «великий казантипский народ» собрался в том же месте снова – хозяевам фестиваля и местным властям есть над чем поработать.
1. «Поклонники». Z22 состоялся в Грузии. "Нужно же было учитывать, что это Кавказ", - печально заметил паренек из Тбилиси по имени Лев, который помог нам поселиться в Z-city.
Что он имел в виду - стало понятно уже на следующий день. Фестиваль молодежный. Очень много горячих кавказских мужчин жаждало посмотреть на полураздетых красивых девчонок. Слишком много этих "мачо" возрастом за 40 присутствовало на фестивале. Как они все туда попали - толком не понятно, да и возраст, и происхождение тут - не ключевые замечания. Просто на любителей электронной музыки взрослые кавказские мачо с животиками и сальными взглядами не тянут. "Дэвушка! Как тебя зовут? Давай вина выпьем", -разносилось со всех сторон. Наивные аборигены, считающие, что каждая славянская девушка мечтает познакомиться как минимум с десятком толстых грузинов очень, очень напрягали клабберов как в Z-city, так и на дансполах. Слишком много задираний, приставаний разного уровня нескромности. Один бородач поутру залез к нам - двум девушкам - в палатку, из-за чего нам посчастливилось побывать в одном из знаменитых стеклянных полицейских участков и познакомиться с местным начальником полиции.
На прошлых Казантипах, когда территория была ограждена стеной, а охрана на входе была более чем неподкупной, такого числа «приставал» не наблюдалось. Собстно, их не было совсем. Сейчас охрана, очевидно, благосклонна к "своим" и к живым купюрам - это не мои догадки, даже нашим соседям-украинцам без виз удалось проникнуть на концерт Дельфина. Что уж говорить о местных. Для тех, кто в танке - девчонки едут на музыкальные фестивали не для того, чтоб зацепить "папиков", а чтоб потанцевать и нормально потусить с такими же, как они, клабберами.
Решение: жесткий facecontrol на входе на территорию и палаточный лагерь. Охрана из совместно из местных (возможно, полицейских) и "наших" - можно даже волонтеров. Впрочем, не исключаю, это может вызвать глас возмущения среди "мачо".
2. Жилье. Снять не слишком «убитое» койкоместо в частном секторе относительно недалеко от фестиваля стоило не меньше 50 лари с человека в сутки. Место в установленной обычной палатке обходилось в 10 баксов за койку; в чуть более просторной палатке на паллете – 20 баксов. Для таких условий жизни (см. также Инфраструктура) это очень дорого.
Со своими палатками прийти на территорию Z-city могли только местные или сотрудники – остальным просто не сообщалось о такой опции. Парень в визовом центре сообщил нам, что со своей палаткой разместиться нельзя. Я была настойчива – подошла к людям, которые занимаются поселением, рассказала, что на сайте изначально была этот вариант поселения, потому ее и резервировала. После долгого (среди ночи и с дороги) выяснения отношений с организаторами в какой-то момент я уже была готова сдаться и провести одну ночь в лагере за 10 баксов, однако помог Лев. Парниша знал, что я права, и он оказался слишком честным и гостеприимным (местный менталитет все же), чтобы соврать.
«Дирекция рассмотрела ваш вопрос и разрешает вам поселиться на территории Z-City», - заявил очередной менеджер, и Лев повел нас на такси ко второму входу, где расположился палаточный городок. Всю дорогу я страшно переживала, что возникнут еще проблемы – ведь менеджер уже не с нами. Каково же было мое удивление, когда мы совершенно спокойно, без вопросов со стороны полицейских прошли через блок-пост на въезде в городок и поставили палатку на первом попавшемся месте. В общем, так мог сделать каждый. А люди платили безумные деньги за такую простую жизнь.
Решение. На мировых фестивалях общепринятая практика – ставить свою палатку бесплатно. Нужно быть честными с людьми и давать им такую возможность. А еще – умерить аппетиты в плане готовых палаток и снизить цены на места в них хотя бы вдвое.
3. Инфраструктура. В палаточных городках были туалеты – но они очень, очень редко убирались. К концу дня «сортиры» были откровенно загажены и затоплены. Были также души, но практически все – с ледяной водой из водопровода, никакой системы подогрева, баков не было предусмотренно. Причем кабинки большей частью летние, то есть, открытые. По слухам, существовал некий закрытый горячий душ – но за неделю мы его не нашли. Посему большинство народу попросту мылось в фонтане (вода в нем за день немного нагревалась), что, конечно, добавляло мероприятию веселости и забавляло, избавляя от чувства неудобства.
Кафе и киоски, конечно, возникли вместе с Казантипом. Но цены кусались. Сравните - еще год назад покушать рядом с территорией фестиваля в Крыму стоило 30-35 грн за тарелку сытного лагмана, плова или за шаурму. На самой территории были чебуреки по 15 грн. – просто находка для танцуюющих всю ночь. В Анаклии адекватная порция простой еды обходилась примерно вдвое дороже – 8-10 лари. За стакан пакетированного чая (кстати, он появился только в последние пару дней фестиваля) брали 2 лари – это около 15 грн. На самой территории цены были просто невменяемыми: так, за 1 "грузинский пельмень" хинкали просили 2 лари, лаваш шоти обходился в 3 лари. Кофе вблизи городка и фестиваля не было вообще – по слухам, организаторы с местными поставщиками не договорились. Алкогольные напитки были также заоблачно дорогими – здесь претензии к единственному согласованному поставщику, поставившему для баров заоблачные закупочные цены.
При этом на расстоянии пешей прогулки от городка не было ни одного магазина. Это можно понять, если учесть, что Анаклия – поселок, здесь мало кто бывал до нас. В центре около полицейского участка был базар, где продавали арбузы (которые здесь зреют, как трава) по 0,8 лари (6 грн) за килограмм. На территории – по 1 лари. Но потратив немалые деньги на авиаперелет, люди хотели бы экономно прожить неделю-две на фестивале.
Решение. Пригласить, построить, привлечь розничных торговцев продуктами и важнейшими средствами гигиены на время фестиваля.
4. Музыка. Были хорошие диджеи из Киева, Москвы, Питера. Но не было, что называется, "звезд" клубной музыки. Фестиваль проводился на новом, незнакомом месте, которое непривычно для обычных визитеров Казана. Совершенно очевидно, что людей нужно было привлекать. И привлечь их можно было "звездами" в лайнапе. А у нас что?
Мы откровенно веселились с того факта, что хедлайнером фестиваля стал... Дельфин! Да, у него качественная музыка. Но сейчас этот музыкант исполняет больше рок, чем электронику, в его темах много басов и ударных. И, как бы там ни было, Дельфин совсем не вписывается в понятие танцевальной фестивальной музыки - даже при своем старом репертуаре. Люди собираются на Казантип для того, чтобы послушать диджеев международного уровня, играющих Trance, House, Techno. Конечно, великий казантипский народ едет и для того, чтобы потусоваться - но прежде всего, он подтягивается на музыку.
Решение. У организаторов есть все шансы спасти фестиваль, если пригласить правильных музыкантов.
5. Полиция. По слухам, число полицейских на территории фестиваля превышало число отдыхающих, которых было около 5000. По официальным данным, власти мобилизовали для работы на Z22 до тысячи стражей порядка. Правда, работали они посменно, и конечно, грузинская полиция сильно отличается от наших ментов. Но даже так, если несколько сотен полисменов находится на территории, и при этом туда заходят странные люди, не имеющие отношения к фестивалю – зачем такая охрана?
Для тех, кто в танке, отмечу, что в Поповке на территории Z милиции не было вообще. Обилие мужчин в форме, мягко говоря, смущало клубную молодежь. По отношению к нам, девушкам, иногда полицейские были теми же «папиками» с сальными взглядами, провожающими наши ноги в непривычно коротких для здешних мест шортах и юбках.
Решение. Договориться об отсутствии полиции после входа на территорию фестиваля или хотя бы о минимизации ее присутствия.
6. Экономия на всем. Территория Казантипа сделана с размахом - сначала кажется, что здесь гектары действующей инфраструктуры, каких-то современных решений. Потом оказывается, что, в основном, это - красивая бутафория. Для скромного масштаба Z22 сцен было слишком много, одна из них (Дружбы Народов) практически не работала - люди до нее просто не доходили. На территории не было даже бесплатного туалета, крана для мытья рук. Мы знали, что были платные удобства – по 2 лари (14 грн), но это уже, конечно, перебор. Потому по нужде, простите, приходилось выходить в Z-City.
Не было и Wi-Fi, то есть, смартфон обнаруживал некий платный вариант, но стоил он дорого и работал не слишком хорошо, потому им мало кто пользовался.
В лайнапе не было «топовых» диджеев, на закрытии не было фейерверков и даже на заключительном сансэте не было традиционных для Казантипа воздушных шаров. Закупка для баров велась из одного склада, от поставщиков-монополистов, а потому любимых напитков частенько не хватало. Всё это уменьшало ощущение праздника и лишало нас легкости бытия.
Решение. Уменьшить количество сцен, добавить туалеты, точки доступа Wi-Fi, вернуть традиционные элементы праздников.
7. Грузия. Прекрасная страна, в которой, думается мне, уже не будет возврата к «совку». Здесь есть куда поехать даже во время феста на 1-2 дня в путешествие, есть что посмотреть и чему удивиться в плане природы и архетиктуры. Сванетия, Тбилиси, Батуми – все в пределах нескольких часов езды на машине. Здесь вкусная кухня и прекрасные гостеприимные люди.
А еще - море, солнце, пляж, этого в избытке. Море чистое, на территории – мелкое, для тех, кто любит чуствовать дно под ногами. Возле Z-City - глубокое, можно поплавать. Естественный галечный пляж, шезлонги, и, конечно, климат. Здесь летом практически не бывает дождей – идеальное место для курорта. А еще здесь – фантастические закаты.
«Всё, что открылось – кафе, бары - открылось здесь буквально за несколько дней», - рассказал мне местный приятель. Никто до конца не верил, что Казантип состоится – не смотря на минимальное время на подготовку, протесты православной церкви, митинги пуритан и чрезвычайно малое количество выкупленных виз. Возможно, поэтому недоработок ТАК много. При обоюдном желании организаторов и властей, они будут исправлены к следующему сезону – и тогда великого народу прибудет в разы больше, и фестиваль станет снова тем, чем он был – «Республикой Щастья».
Добавлю, что в Крыму на бывшем месте Республики Казантип, по решению самопровозглашенных властей, построят… православный храм. Так что пути назад нет – пусть живет Чачантип!