Масштабы преступлений нацистской Германии были настолько велики, а урок о неприемлемости безнаказанности, вынесенный после Первой мировой, еще настолько свеж в памяти, что единственным выходом было осуществить правосудие на самом высоком международном уровне. Так и возник Нюрнбергский трибунал в 1945 году, как результат договоренности антигитлеровской коалиции - Великобритании, Советского Союза и США. Этот процесс и стал краеугольным камнем международного уголовного правосудия, флагманом которого сейчас является Международный уголовный суд.
Тогда в немецком городе Нюрнберге перед трибуналом предстали все лидеры нацистской Германии. Несмотря на то, что большинство немцев во время Второй мировой поддерживали Гитлера и, по существу, являлись нацистами, было принято фундаментальное решение наказать исключительно лидеров нацисткой партии. К слову, нынешнее положение вещей в некоторых странах с мощной пропагандистской машиной указывает на правильность такого подхода. Ни для кого не секрет, что «рейтинг» Гитлера был невероятно высоким, также как и сейчас высок рейтинг некоторых авторитарных правителей. Заведомо неправильно судить людей, которые оказались жертвами власти, оккупировавшей все информационные каналы и пресекшей любые проявления инакомыслия. Также неверно сегодня было бы осуждать обычных россиян за преступные действия властей.
В этом году 9 мая предлагает не только повод почтить память тех, кто боролся с нацистской Германией, но и лишний раз подумать о войне, о ее форме и присутствии в нашей жизни. Крым фактически превратился в Оккупированные украинские территории, а многие говорят о том, что Украина находится в состоянии необъявленной войны с Россией. В таком положении вещей очень важно понимать, что международное законодательство о военной оккупации применимо к российским войскам в Крыму. Международное гуманитарное право определяет оккупацию как таковую, если, как минимум, в стране присутствуют иностранные войска, на ее территории имеет фактическую власть другая сторона или эту власть имеет группа, которая подчиняется другой стороне.
Таким образом, потенциально прокурор Международного уголовного суда (МУС) мог бы инициировать расследование, если бы Россия занялась переселением своего населения на оккупированные территории, депортацию всего или части населения захваченной территории, а также объявила бы об отмене либо приостановлении прав местных граждан или принудила бы их к боевым действиям на своей стороне. Что уж говорить о таких очевидных нарушениях международного гуманитарного права, как умышленные убийства, пытки и другие преступления, совершенные по отношению к гражданским лицам, сдавшимся в плен военным, и к представителям международных гуманитарных организаций.
Прокурор МСУ мог бы это сделать только в теории, ведь на сегодня юрисдикция Международного уголовного суда не распространяется на Украину. Сменявшие друг друга властные функционеры так и не смогли ратифицировать Римский устав МСУ, документ, который дал бы возможность Прокурору МСУ расследовать преступления против человечности, военные преступления и геноцид, совершенные на территории или гражданами Украины. Кроме того, отказываясь от ратификации Римского устава, украинская власть отбросила превентивную составляющую МСУ, как сдерживающий фактор в отношении лиц, намеревающихся совершить тяжкие преступления в сфере международного права.
Тема ратификации МУС всплыла в публичной плоскости еще этой зимой, когда масштабность нарушений прав человека начала приобретать признаки преступлений против человечности. Еще в ноябре никто себе не мог представить, что в Украине будут происходить события, которые подпадут под юрисдикцию суда. Но это никаким образом не оправдывает беспечность власти, которая так долго игнорировала ратификацию.
Справедливости ради надо сказать, что именно в Гаагский суд в феврале обратилась Верховная Рада Украины с просьбой начать расследования по предполагаемым преступлениям бывшего президента Януковича. Но просьба о распространении юрисдикции только на одно дело никаким образом не заменяет ратификацию Римского устава.
В середине прошлого месяца Amnesty International проанализировала программы кандидатов в президенты с точки зрения прав человека и обнаружила полное несоответствие между ожиданиями людей, которые выходили протестовать на Евромайдан с лозунгом «Права человека превыше всего», и предложениями кандидатов на пост Гаранта. Что касается международного правосудия в их программах, Международный уголовный суд упоминается только у одного кандидата - Юлии Тимошенко.
Совместно с другими правозащитными организациями мы отправили кандидатам анкету, в которой есть и прямой вопрос о позиции каждого по ратификации Римского устава МУС. А на следующей неделе будет опубликован отчет, базирующийся на программах и ответах желающих взять управление страны в свои руки.
Впрочем, несмотря на то, кто именно станет президентом на майских выборах, каким образом и когда сформируется новый парламент, кабинет министров и у кого из них будет больше власти, игнорировать ратификацию Римского статута Гаагского суда больше нельзя. Это тем более важно в момент, когда спустя 69 лет после ужасов Второй мировой, Украина столкнулась с новыми преступлениями против человечности, и сегодня снова находится перед лицом опасности военных преступлений.