В этом всем самая неоднозначная цифра – 85. Все как-то очень быстро согласились с тем, что 85% людей поддерживает политику Путина в России. Но об этом позже.
Всю эту неделю мы в Amnesty International посвятили правам человека в России, а точнее нарушениям гражданских прав. Речь идет о таких самим собой разумеющихся вещах – праве мирно выйти на протест, объединится и свободно функционировать в составе общественной организации. А также иметь свободу выражения – быть тем, кем ты есть, иметь возможность заявлять публично о своей позиции, а журналистам делать свою работу без цензуры и опаски наказания за неугодную властям позицию.
То, что красной нитью прослеживается в данном контексте – особенность украинского вопроса. Любое проявление позиции, которая не вторит официальной линии кремля, пресекалось властями. Давайте вспомним некоторые из эпизодов за последний год.
В марте 2014 года Лента.ру опубликовала интервью с лидером Правого Сектора, после чего по наводке Роскомнадзора текст интервью с сайта удалили, а главреда Галину Тимченко уволили, несмотря на возражения редакции и других журналистов.
Телеканал Дождь, который освещал Евромайдан не по одобренному Кремлём сценарию, в январе 2014 года отключили из кабельных сетей после того, как власти раскритиковали опрос на сайте канала о блокаде Ленинграда. Очевидно, это было только поводом. Теперь канал существует только на финансирование со стороны интернет зрителей. А недавнее нападение на продюсера канала доказывает только одно – давление будет усиливаться.
В марте 2014 года вологодский журналист Роман Романенко в язвительном письме Путну на Facebook попросил ввести войска в Вологду вместо Крыма для защиты «прав русскоязычного населения». Затем губернатор Вологодской области обвинил Романенко в экстремизме, и журналиста вызвали на допрос в прокуратуру. Между тем на входной двери его квартиры проявились надписи, а в окрестном районе распространили анонимные листовки, в которых Романенко называли украинцем-евреем и симпатизирующим правым украинским националистам.
Когда другой журналист, Александр Еренко, воспроизвёл письмо Романенко, написав вместо Вологодской области Пермский край, его в считанные часы уволили.
В феврале и марте 2014 года в ответ на события Евромайдана в одной лишь Москве прошли 14 мероприятий: не менее семи разогнали, более 1000 участников арестовали, сотни оштрафовали и не менее десяти приговорили к нескольким суткам ареста.
В конце августа военное вмешательство России в Украине спровоцировало новые протесты в Москве. 28 августа несколько одиночных протестующих пришли на Манежную площадь. По словам полиции, расстояние между ними было не 50 метров, что против правил. За что их и задержали. Одного человека приговорили к 15 суткам ареста якобы за выкрикивание лозунгов и отказ покинуть место протеста.
В июле 2014 года полицейские задержали группу активистов, одетых в цвета украинского флага, когда те сидели на скамейке на площади Пушкина в центре Москвы. Их одежду сочли провокационной. У них не было плакатов, и они не делали ничего, что можно было бы расценить как проведение акции.
Группу людей из 20 человек, выступавших против российского военного вмешательства в Украине и собравшихся в центре Москвы 5 сентября, окружила превышавшая их по численности толпа прохожих, которые сначала назвали протестующих ненавистниками России и фашистами, пели гимн России, а затем порвали их плакаты. Можно догадаться, как повела себя полиция.
Директор организации «Солдатские матери» осмелилась открыто рассказать о гибели российских солдат в Украине, в то время, как российские власти неоднократно отрицали любую свою вовлеченность в вооруженный конфликт. За это российский Минюст сразу же внес «Солдатских матерей» в список иностранных агентов. Даже не смотря на то, что для того, чтобы получить клеймо иностранного агента, нужно как минимум получать финансирование из-за рубежа.
В преддверии так называемого референдума в Крыму российская власть заблокировала доступ к ряду интернет-сайтов, включая Grani.ru, Kasparov.ru, EJ.ru, а также блог оппозиционера Алексея Навального на сайте радиостанции "Эхо Москвы" и на блогхостинге Livejournal.com.
Все это усугубляется на фоне того, что практически все СМИ в России подконтрольны Кремлю. Последнее более-менее объективное информагентство РИА «Новости» закрыли в декабре 2013 года по указу президента, и на смену ему пришло госпредприятие «Россия сегодня». Под предводительством Киселева, который, похоже, уже не стесняется ничего, агентство стало самым агрессивным распространителем мнения властей. Особенно это стало очевидно в освещении Евромайдана, российской оккупации Крыма и конфликта, который сейчас происходит на востоке.
Так можем ли мы сказать, что 85% поддерживает политику Путина? Я бы не поверил результату любого опроса общественного мнения, представленного от лица власти, которая нарушает права человека, которые как раз относятся к сфере публичного мнения, СМИ и деятельности общественных движений.
В России есть люди, которые не поддерживают политику России. Только их голос с каждым днем становится все тише. В Украине мы должны понимать это, забыть про 85%, постараться услышать их через постоянный негатив и шум в информационном пространстве. Мы не должны молчать.