ГоловнаБлогиБлог Богдана Данилишина

Три довода в пользу конкуренции

Есть немало видов продукции, услуг и видов занятий, общественная польза от которых существенно отличается от выгоды для частного предпринимателя, который эти товары и услуги производит либо оказывает. Особенно, если производители или торговцы вступают в монопольный сговор. Это позволяет им установить цену, которая выше рыночной. В результате, они получают сверхприбыль за счет потребителей. Полученная таким образом дополнительная частная выгода не соответствует созданной общественной пользе. Это типичное перераспределение благ от потребителя к производителям и торговцам, которые ограничивают свой вклад в решение проблем потребителей и, таким образом, сами себя за это вознаграждают. А мы получаем рост цен. Так, свежая информация Госстата об инфляции показывает, что за первые два месяца года потребительские цены выросли на 2,5%. Не в последнюю очередь, это происходит благодаря высокому уровню монополизации в экономике Украины.

Фото: www.moneymarketing.co.uk

Именно в тех отраслях, где в Украине высока степень монополизации, чаще всего встречается не самое лучшее качество продукции и услуг при высоких ценах. Но, лоббисты монополистов предлагают государству как можно меньше вмешиваться в сложившуюся ситуацию — мол, не мешайте тому, что работает. Правда, они предпочитают умалчивать о том, что в отраслях украинской экономики, которые высокомонополизированы, ситуация очень далека от рыночной и конкурентной. Другие представители монополистов предпочитают действовать тоньше — они говорят о том, что монопольные рынки можно либерализовать. Но правда в том, что провести либерализацию можно только на тех рынках, где есть конкуренция. Поэтому, призывы к либерализации монополизированных рынков скорее можно трактовать как попытку еще больше усложнить возможность госорганов препятствовать некоторым структурам в плане злоупотребления ими своим монопольным положением. Неравенство условий конкуренции в нашей стране обычно обуславливается различными привилегиями со стороны государства или местной власти, льготным доступом к земельным участкам, к инфраструктуре. В результате мы имеем дело с парадоксом, когда неэффективные предприниматели зачастую процветают, а их более продуктивные конкуренты постоянно сталкиваются с трудностями и, как результат, неспособны вытеснить менее эффективных соперников.

Возвращаясь к вопросу о ценах, замечу, что в лидерах роста за 2017 год такие позиции, как содержание домов и придомовых территорий (рост стоимости на 52,7%), электроэнергия (на 28,1%) и водоснабжение (20,6%). Повышение цен по ним значительно превышает потребительскую инфляцию в прошлом году (13,7%). Если соотнести данные по ценам в феврале 2018 года к февралю прошлого года, получается, что эти же позиции снова будут в числе лидеров: цены на содержание домов и придомовых территорий выросли на 52,1%, на электроэнергию - на 28,1%, на водоснабжение — на 22,8%.

Проблемы, которые мы имеем вследствие высокомонополизированной экономики, можно решать только при помощи максимального содействия развитию конкуренции. В обоснование приведу три довода. Первый — конкуренция ограничивает возможности получения неадекватно большой прибыли. Это ведет к к тому, что неравенство доходов не принимает запредельные формы и дает возможность развивать бизнес большему количеству предпринимателей. Второй — конкуренция предоставляет потребителям товаров и услуг возможность воспользоваться преимуществами инноваций, ведь не секрет, что в желании сохранить контроль над рынками представители «старой» экономики готовы пойти на все, только бы не допустить выход на рынок высокотехнологичных конкурентов. Не брезгуют они и сговором с чиновниками. Кстати, лауреат Нобелевской премии по экономике К.Эрроу еще в 1993 году на основе анализа эконометрических моделей внедрения инноваций доказал, что конкурентная среда обеспечивает большие стимулы к технологическим инновациям. Третий — конкуренция поощряет стремление предпринимателей к эффективному ведению бизнеса. То есть, тут кроется решение проблем высокой энерго- и материалоемкости экономики Украины, продуктивности и производительности труда в нашей стране.

Если крупный бизнес приобретает чрезмерную власть на рынке и получает возможность беспрепятственно повышать цены без улучшения качества продукции или услуг, то потребители пытаются найти защиту у политиков. Но сложно найти выход из ситуации, в которой крупный бизнес имеет колоссальное влияние и в рыночной и в политической сферах. Подобная ситуация представляет собой клановый капитализм, при котором интересы простых людей отходят дальше, чем даже на второй план. Неприемлема ситуация, когда частные предприятия—монополисты контролируют политическую сферу. Если бросить взгляд на персональный состав украинского парламента, то элементы этого заметить не сложно.

Многие экономические эксперты не доверяют государству. В качестве обоснования они приводят следующее — госкомпании нередко представляют собой высшую форму монополии, поэтому они неэффективны. Но и приватные компании, если для них созданы «тепличные» неконкурентные условия деятельности, в равной степени неэффективны. К сожалению, в нашей экономике сейчас велика роль как первых, так и вторых компаний. В среде экономистов такую ситуацию называют «погоней за рентой», которая является противоположностью «погони за эффективностью». Показательным является высказывание главы крупной американской агропромышленной корпорации ADM Дж.Рэнделла - «У нас в компании есть поговорка: конкуренты — наши друзья, клиенты — наши враги». Как говорится, не прибавить, не убавить...

В глобальном индексе конкурентоспособности наша страна в прошлом году занимала 81 место и 137 участников рейтинга. Слабыми сторонами Украины были признаны антимонопольная политика, эффективность рынка товаров и услуг, развитие бизнес-среды. В рейтинге Doing Business (благоприятность условий ведения бизнеса) наша страна занимает 76 место из 190 участников. Одним из наиболее слабых мест здесь является под-рейтинг по критерию «открытие бизнеса», в нем наша страна за год потеряла 32 позиции. Все эти проблемы сдерживают развитие внутренней конкуренции в нашей стране.

Что делать? Укрупнено предлагаю сосредоточиться на следующем:

- органам центральной исполнительной и местной власти вопрос развития конкуренции необходимо отнести к своей приоритетной ежедневной задаче, для этого нужно разработать «дорожную карту» повышения уровня конкуренции в экономике Украины и методично ее реализовывать;

- необходимо изучать и внедрять лучшие зарубежные практики развития внутренней конкуренции, благо, в наиболее продвинутых с точки зрения конкуренции странах такие практики внедряются более 100 лет — есть чему поучиться и что перенять;

- нужно адекватно времени и зарубежному опыту развивать конкуренцию в инфраструктурных отраслях, включая те, где у нас сейчас оперируют естественные монополии (некоторые из них можно назвать «противоестественными монополиями»);

- антимонопольная политика должна быть в первую очередь сосредоточена на защите рынка от ценовой агрессии естественных и искусственных монополий;

- в числе инструментов государственного регулирования должна применяться строжайшая система санкций - запретов слияний и поглощений сверхкрупных фирм, предельно высокие штрафы за картельный сговор, структурная демонополизация субъекта-монополиста.

А еще чтобы создавать в экономике Украины условия для роста конкуренции, мы должны отличать тех политиков и экспертов, которые поддерживают интересы рынка и потребителей, от тех политиков, которые выступают исключительно в поддержку той или иной конкретной «деловой сферы». Порой их усилия совпадают — например, в таких важных вопросах, как защита прав собственности. Но расходятся они в не менее важном: политика, направленная на защиту интересов лишь того или иного вида бизнеса, нацелена на максимальное увеличение дохода доминирующих в экономике компаний, в то время, как политика, поддерживающая конкуренцию и интересы потребителей, стремится обеспечить равные условия ведения бизнеса для всех.

Авторитетные исследователи в области истории экономики Н.Розенберг и Л.Бирцдел утверждают, что одним из главных элементов системы роста развитых стран Запада является разделение сфер экономики и политики, а также децентрализация экономической власти. Именно это способствует созданию в экономиках передовых государств условий для высокого уровня конкуренции. В противовес этому, избыточная консолидация политической и экономической власти, что характерно для некоторых развивающихся стран, скорее поощряет высокий уровень монополизации экономики. Для формирования высококонкурентной экономической среды в нашей стране, без чего невозможен ни быстрый рост ВВП, ни переход инфляции в диапазон однозначных цифр, ни повышение качества жизни граждан, мы должны учитывать этот довод.

Украина является одной из беднейших стран Европы в значительной мере из-за того, что у нас принято скорее заботится об удобстве деятельности монополистов и крупных компаний, вместо того, чтобы обеспечивать четкие правила для развития конкурентных рынков, на которых, благодаря конкуренции, будет расти качество товаров и услуг, и будут создаваться предпосылки для снижения цен.

Американский экономист С. Хант, разработавший концепцию конкуренции на основе преимущества ресурсов, считает, что конкуренция является эволюционным процессом, выводящим рынок из состояния равновесия. Убежден, что ряд ключевых рынков нашей страны необходимо вывести из нынешнего состояния равновесия, при котором все выгоды достаются компаниям-монополистам, а все издержки — потребителям, то есть, населению.

Богдан Данилишин Богдан Данилишин , завідувач кафедри КНЕУ ім. В.Гетьмана
LB.ua в соцмережах: