Организаторы проводят подобные мероприятия уже не первый раз. Ежегодный лагерь «Истоки толерантности» объединяет детей различных национальностей и религий. Побывав в «Истоках», которые в этом году проходили с 11 по 24 июля в ТРГК «Солнечная долина» (Черновицкая область), я могу смело сказать: у нас очень много общего, мы все друг на друга очень похожи, даже если мы разные.
Лагерь «Истоки толерантности» – это уникальный авторский проект со своей методикой, благодаря которому дети разных национальностей могут лучше узнать друг друга и культуры других народов. Уникальный – слово пафосное, но справедливое: действительно, нигде в Украине и за рубежом о таком проекте не слышали до 2002 года. Именно тогда Иосиф Зисельс вместе с другими воспитателями разработал концепцию лагеря.
«Главная цель нашего лагеря – воспитать в детях любовь и уважение друг к другу и познакомиться с культурным разнообразием нашего мира. В одной комнате могут жить, например, крымский татарин с румыном, и они замечают, что не так уж и много между ними отличий. А еще – они учатся уважать культуру своего соседа», – рассказывает Наталья Бакулина, директор лагеря.
Строим мосты, а не стены
Практически каждый день лагеря посвящен либо изучению культур, либо какой-то специальной теме. Так, в этом году проводили «День мира», «Строим мосты, а не стены», «Медиа день». Обычно национальная община готовит к своему дню «тематические станции», на которых дети узнают что-то интересное о культуре или обычаях народа.
Традиционный атрибут всех лагерей – вечернее мероприятие – тоже проходит в национальном стиле. Как правило, дети показывают то, что они выучили за день (песни и танцы) или же выполняют разные задания в своих отрядах. Например, отряд должен изобразить «живой» крымскотатарский флаг. К выполнению этого задания дети подошли творчески: оделись в такую же цветовую гамму и изобразили рисунок флага.
Или вот еще задание: придумать новую легенду о приходе весны в Румынии – Мэрцишора. Его символом считаются маленькие бутоньерки в виде цветочков из белых и красных ниточек. Ребята с удовольствие этими цветами дополнили свой вечерний костюм.
После вечерней программы ребята в своих отрядах делятся впечатления за день, рассказывают, что им понравилось / не понравилось и почему. В «Истоках» главный принцип – взаимодействие ребенка и взрослого. Воспитатели стараются найти общий язык со своим подопечным (к концу смены – часто уже другом). Так, воспитатель лучше понимает, что ребенку интересно, а что нет, есть возможность объяснить сложные вопросы или темы. Конечно же, всегда взрослым найдется чему поучиться у детей.
«Мой самый уютный в мире дом»
Чтобы попасть в лагерь, нужно пройти творческий конкурс: написать эссе, сделать коллаж, нарисовать картинки на тему, касающуюся прав человека.
Часто те, кто побывал в лагере один раз, возвращаются сюда снова. Например, 17-летняя Марьяна Дорош в лагере уже девятый раз, а на следующий год подумывает поехать помощником вожатого: «Когда я была маленькой, то приезжала в лагерь, потому что мне было интересно петь и танцевать, встречать людей из других культур. Но повзрослев, я заинтересовалась темой междунациональной толерантности. И захотелось уже делиться теми знаниями и навыками, которые я приобрела в лагере. Каждый год я жду поездки в лагерь, и мне не надоедает, совсем наоборот: каждый год воспринимаешь все немного по-другому, по-новому».
Большинство вожатых тоже когда-то отдыхали в «Истоках толерантности», как их нынешние дети. «Стать помощником воспитателя – это то, о чем я мечтала много-много лет, когда ездила в лагерь ребенком. Ведь это означало, что я проведу больше двух недель в команде самых замечательных в мире людей. Ведь лагерь для меня – не просто место работы или отдыха, это то место, где я чувствую себя по-настоящему счастливой, мой самый уютный в мире дом», – восторженно рассказывает Аннастасия Провозин, помощник вожатого.
Дети как лакмусовая бумага общества
В этом году много внимания уделяли теме мира, правдивости информации в новостях и стереотипам. Дети – как лакмусовая бумага общества, утверждают методисты лагеря. Это значит, что каждый ребенок приехал со своей историей и своими представлениями о сегодняшней ситуации в Украине. Были те, кого война не касалась лично, и отдыхали ребята из зоны АТО, чьих родителей держали в плену. Много переселенцев и тех, кто остались жить в Крыму.
Воспитатели старались не акцентировать внимание на теме ужасов войны, скорее дать детям возможность отдохнуть от этого всего. Впрочем, от серьезных вопросов тоже не убегали. «Мы дискутировали на тему прав женщин, их эмансипацию. Говорили на политические темы. Для отряда нужно было придумать название на тему «чудеса». Вначале поступило предложение назвать наш отряд – «Честный политик». Это и стало темой для обсуждения: реально ли это или чудо? На крымскотатарский день обсуждали ситуацию в Крыму, положение крымских татар в современной Украине. А также говорили на тему дискриминации за разными признаками», – рассказывает 16-летняя Любовь Кучеровская.
Еще из памятного: на армянский день у детей на вечернее мероприятие стояло задание показать традиционную свадьбу. И старший отряд вместо веселой зарисовки показал настоящую драму о том, как главная героиня влюбилась в девушку, и за такой «позор» была убита собственным дядей. Конечно, это выдуманная история, но она затрагивает важные аспекты дискриминации людей нетрадиционной ориентации. И показывает, что дети воспринимают это как трагедию (или, по крайней мере, несправедливость).
Однако не все так драматично и грустно: с многими несправедливостями дети сами готовы бороться. Например, очень тронул эпизод, как ребята сами решили собрать деньги для своих друзей из Донбасса. На территории лагеря был платный бассейн, в котором дети хотели купаться в особенно жаркие дни. Среди них были переселенцы, у которых не было «лишних денег»: практически все средства их семей остались дома, в зоне конфликта. И вот тогда ребята решили им помочь и скинулись по несколько гривен. Собранных денег было достаточно, чтобы все дети могли оплатить купание. В бассейне веселились все.