Не только Кремль
Реакционные силы следуют тактике медленной пытки Украины, чтобы минимизировать экономический рост. Об этом в апреле на VoxUkraine писал Тимофей Милованов, замглавы Совета НБУ, почетный президент Киевской школы экономики.
"В первый месяц весны Украину накрыла волна “нестабильности”: обострение на востоке, блокада, политические скандалы, убийство в центре Киева бывшего депутата Госдумы Дениса Вороненкова, на той же неделе вблизи границы с Россией был подожжен украинский военный склад с оружием. Кажется, что ситуация в Украине очень неустойчива", - перечисляет экономист Милованов.
Цель оппонентов Украины - подорвать реформы, направленные на устойчивый рост экономики. Причем оппонентами выступают не только внешние силы, но и внутренние. Тимофей Милованов напрямую не называет эти силы. Но под внешними угадывается Россия и беглые политики из окружения Януковича. Что касается внутренних противников реформ, то тут выбор шире. Это могут быть и теряющие свою власть олигархи, и окопавшиеся в кабинетах чиновники-коррупционеры, и даже легкомысленные политики-популисты и радикальные активисты, склонные к простым решениям.
"Инициаторы блокады неумышленно (или умышленно - трудно сказать) упрощают вопрос экономических отношений между свободными и оккупированными территориями Украины. Логичное, на первый взгляд, решение оказывает негативное влияние на украинскую экономику, потому что приводит к потере производственных мощностей и товаров, которые производятся на оккупированных территориях. Такие решения - это дешевый интеллектуальный продукт, который нам дорого обходится", - говорит LB.ua Александр Вальчишен, руководитель аналитического подразделения инвестгруппы ICU (группа известна многолетним сотрудничеством со структурами Петра Порошенко).
Болезненные удары
Украине уже пришлось пересмотреть прогноз экономического роста на 2017 год после окончательного разрыва экономических связей с оккупированными территориями. В результате Нацбанк понизил прогнозируемый рост ВВП до 1,9% по сравнению с предыдущим прогнозом 2,8% роста. (Подробнее об этом мы писали в статьях "Режут по живому...", "МВФ прозрачно намекает" и "Цена разрыва отношений...").
"Экономика Украины скорее всего столкнется с риском рецессии. Во втором квартале 2017 года может произойти сокращение реального ВВП по сравнению с первым кварталом в сезонно-скорректированных терминах. Далее, если до третьего квартала 2017 года разблокировки не произойдет, то сокращение реального ВВП продолжится и в июле-сентябре. Если падение ВВП происходит два квартала подряд - это означает, что экономика войдет в рецессию", - говорит Александр Вальчишен из ICU.
Власти могут стимулировать экономику для поддержки роста во втором полугодии, что приведет к росту фискального дефицита и увеличит давление на курс гривны. Несмотря на это, темпы роста замедлятся с 2,2% в 2016 году до нуля в 2017-м.
"Властям (включая НБУ) предстоит выбрать - или удерживать стабильный курс за счет даже увеличения учетной ставки, или поддерживать экономику. Одновременно иметь и то, и другое не получится", - считает Вальчишен.
Впрочем, есть экономисты, которые настроены с большим оптимизмом. Руководитель аналитического отдела инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий считает, что ущерб от блокады оказался не таким большим, и что бизнес скоро адаптируется к новым условиям.
Новые риски
Если экономика переварит перемены, не скатится в рецессию и продолжит расти, могут последовать новые удары. Самый очевидный - резкое (а не заранее подготовленное властями) блокирование торговли с Россией. Не важно, будет ли это сделано кремлевскими наемниками или украинскими ура-патриотами по собственному желанию.
В прошлом году Украина импортировала из России товаров более чем на 5 млрд долларов, экспортировала примерно на 3,5 млрд долларов, согласно Госстату. Из России в Украину в основном шли поставки угля-антрацита (19% всего импорта), удобрений (1,8%) и нефтепродуктов (8,5%), обратно в Россию - различные металлы (15,4%), турбины (5,3%) и радиоактивные химические элементы (3,2%). И это далеко не полный список, только самые заметные группы товаров.
Сейчас Минэкономразвития добивается сокращения торговли с Россией по правилам ВТО. Замминистра и торговый представитель Украины Наталья Микольская говорила LB.ua, что результатом рассмотрения споров в ВТО могут стать меры по ограничению поставок из России на сумму более 1 млрд долларов США.
Но вряд ли реакционные силы будут ждать. Ведь так легко набрать политические баллы, перекрыв российскую границу прямо сейчас (как вариант - в сентябре, с началом нового политического сезона). А заодно - осознанно или нет - нанести удар по темпам экономического роста и подорвать международные позиции Украины.
Еще одна мина замедленного действия - российский бизнес в Украине и/или украинский в России. В случае атаки одной из сторон реакция другой скорее всего будет зеркальной, как это уже было с денежными переводами.
Липецкая фабрика Петра Порошенко уже остановлена и увольняет сотрудников, признан банкротом московский молочный комбинат Анатолия Юркевича, продается доля в зерновом терминале Андрея Веревского в Тамани на берегу Азовского моря. Но кондитерские фабрики Бориса Колесникова в Курской области, шахты Рината Ахметова в Ростовской области, алкогольный бизнес Евгения Черняка в Вологодской области продолжают работать. В Украине также продолжают работать структуры многих российских собственников, в том числе государственного "Росатома" ("Энергомашспецсталь" в Краматорске), Алексея Мордашова ("Днепрометиз"), Михаила Воеводина, Евгения Гинера, Сергея Шаповалова и Александра Бабакова ("Днепроспецсталь" и ряд облэнерго) и т.д. Кстати, призывы разобраться с украинским бизнесом в России уже мелькали в российской прессе после того, как Украина ввела санкции против российский госбанков.
Остается надеяться, что украинские власти осознают возможные риски и знают, что делать, если гибридная война с реформами преподнесет новые сюрпризы.