В 2019-й, последний год действия контракта 2009 года по транзиту российского газа в Европу, наша страна вступает не подготовленной. Ни к заключению нового долгосрочного контракта на транзит российского газа через Украину, ни к жизни в его отсутствии по «Плану Б».
Эти неутешительные реальные результаты сопровождаются постоянными ритуальными повторениями того, что Украина потеряет до $2 млрд. Что произойдёт при запуске транзита в Европу через строящийся «Северный поток-2» вместо украинской ГТС. Но обилие заявлений никак не влияет на продвижение к реальному результату. Поскольку и у руководства «Нафтогаза», и Кабмина отсутствует заинтересованность в том, чтобы не на уровне заявлений, а на практике применить нормы Третьего энергопакета Евросоюза. (При том, что Верховная Рада еще в апреле 2015 года внедрила эти нормы). Ведь их применение поломает привычные многомиллиардные схемы «бизнеса по-украински в газотранспортной сфере».
Ситуация стала до такой степени серьёзной, что о ней открытым текстом заявил директор секретариата Европейского Энергетического сообщества Януш Копач. Он констатировал: именно затягивание разделения (анбандлинга) НАК «Нафтогаз Украины» со стороны самой НАК ставит под угрозу заключение нового долгосрочного контракта на транзит российского газа через Украину. Поэтому ситуация должна быть решена максимально быстро.
«ЕС в трехсторонних переговорах с Россией не сможет помочь, если не будет иметь принципиального аргумента для заключения долгосрочного транзитного контракта - сертифицированного оператора ГТС», - сказал Копач. И призвал к безотлагательным действиям. Поскольку необходимо срочно убедить собеседников в Брюсселе, Вашингтоне, Стокгольме в преимуществах украинской ГТС по сравнению с Северным потоком-2. (Необходимость как можно оперативное сделать этот шаг была очевидна ещё весной).
А также убедить их в отсутствии у Украины двойных стандартов в отношении норм Третьего энергопакета. По мнению директора секретариата, главным таким сигналом здесь должен стать реальный анбандлинг. Что позволит сертифицировать нового оператора ГТС еще до конца этого года. Предложенные ранее «Нафтогазом» планы по этому вопросу уже устарели.
В отсутствии же такого оператора, «Газпром» продолжит существующий контракт лишь на короткий срок. После чего попытается отказаться от поставок газа через Украину.
Поэтому Энергосообщество совместно со Всемирным Банком, МВФ и Европейской Комиссией настаивают на подписании договора о передаче акций между «Нафтогазом» и «Магистральными газопроводами Украины». Это необходимо сделать в первом квартале 2019 года (сопроводив его соответствующим решением Кабинета министров), чтобы он вступил в силу с 1 января 2020 года без каких-либо дополнительных условий.
Директор секретариата ЭС считает, что времени на работу на высоком уровне над новой дорожной картой уже нет. И «Нафтогаз» в состоянии совместно с консультантами подготовить проект такого договора. Энергосообщество со своей стороны готово подключить свои ресурсы, чтобы успеть составить проект до Рождества. А затем сразу приступить к разработке проекта решения правительства и решению всех необходимых вопросов для сертификации.
Копач также призвал обсудить вопросы передачи персонала, процессов и другие подобные аспекты до вступления договора в силу, исключив возможности "Нафтогаза" препятствовать анбандлингу подобно тому, как это было сделано в кредитных соглашениях с Citi и Deutsche Bank.
Вторым серьёзным провалом Киева в борьбе за заключение нового долгосрочного контракта на транзит российского газа через Украину стало отсутствие бизнес-плана для Евросоюза по использованию ГТС Украины. В котором на ближне-, средне- и долгосрочной перспективах были бы зафиксированы ключевые параметры:
• сколько газа именно через украинскую ГТС Европа будет гарантированно получать ежегодно;
• какой будет тариф на его прокачку;
• конечная цена газа для европейского потребителя.
А также действительно принципиально важные для европейцев вещи:
• что со своей стороны сделает Украина для гарантированных поставок оговоренных объемов российского газа;
• сколько именно денег, когда и на каких условиях предлагается Европейскому союзу вложить в модернизацию украинской ГТС.
Такое бизнес-предложение от Украины до сих пор не направлено ключевым центрам принятия решения в ЕС. Хотя для успеха конкурирующего проекта «СП-2» Москва очень давно, настойчиво и постоянно работает со всеми такими центрами. Находя для каждого из них нужные целевые аргументы и последовательно добиваясь продвижения реализации своего проекта.
Убеждать европейцев в необходимости отказаться от транзита через Украину начал ещё с 2004-го. Всеми способами российский газовый монополист не только навязывал европейцам легенду об устаревшей и ненадежной украинской газотранспортной системе, но и изо всех сил пытался материализовать ее.
А девять лет назад Кремль начал агрессивную атаку сразу на нескольких фронтах. На политическом — щедро спонсируемый лоббизм новых российских газопроводов в Европу; информационном — пугающие европейцев рассказы и публикации о "воровстве" транзитного газа и "ненадежности" ГТС Украины. На коммерческом — предложение о строительстве двух "Северных потоков" европейским трейдерским компаниям, торгующим в Европе российским газом. На максимально выгодных для них и, соответственно, для потребителей условиях. И главное — бонусы государствам, в акватории и по территории которых пройдет "Северный поток-2", якобы только за их согласие...
На контрасте с такой наступательной, масштабной и профессиональной работой россиян на газовом фронте методы Киева по продвижению собственной ГТС выглядят откровенно вялыми и неэффективными. Остаётся надежда на то, что и в этот раз «Запад нам поможет». И вмешательство в процесс Энергосообщества, позволит, наконец перейти к практическим и результативным действиям.