Позиция СМИ обозначила привычную дихотомию. С одной стороны – произвол и беззаконие коррумпированного режима барыг. С другой – ничего личного, исключительно следование букве закона, перед которым все равны. Некоторую организованную активность показала улица, мелькнули в новостных лентах удовлетворенные лица администрации ресторана. Зрители представления остался с вопросом: а что это вообще было? Предстоящее расставание с лидером воскресных маршей был загодя анонсировано, уже после суда 5 февраля было объявлено, что нет никаких препятствий для экстрадиции/депортации. Но фактическая реализация состоялась только после публикации интервью президента Порошенко австрийскому журналу Profil. Не только ради бала летал он в Вену. По - немецки четко структурированная публикация сильно напоминает отчет о текущей ситуации. Публично фиксируется позиция национального лидера по основным реперным точкам политического ландшафта Украины. В карте наших западных партнеров, естественно.
Одной из главных позиций документа является Антикоррупционный суд. По утверждению Порошенко, сей институт, завершающий элемент системы антикоррупционных органов ( являющихся «президентской инициативой»), должен появиться в течении 1-2 месяцев. Точнее – закон о нем. Весь процесс институционализации должен завершиться в этом году. Президент внес в Парламент свой проект закона, вся ответственность теперь лежит на депутатском корпусе.
Второй, менее заметной позицией указанного интервью, является замечание Порошенко, что для высылки Саакашвили есть все необходимые правовые основания. Нет желания самого Порошенко. Получается, что либо за небольшой промежуток желание появилось, либо – вывоз состоялся вопреки его отсутствию. Версию о том, что по данной позиции президент слукавил – рассматривать нельзя, это ставит под сомнение все остальные пункты интервью. А там есть и фундаментальные вещи, вроде агрессии России и происков Путина. Кто станет так рисковать.
Поэтому, ничего не остается, как рассмотреть внезапное убытие Михеила в контексте создания Антикоррупционного суда. Тем более, что это диспозиция требований, уже несколько месяцев озвучиваемых посредством воскресных маршей по Киеву. В качестве санкции обозначена импичмент/отставка самого Порошенко, добровольно совершить которую предложено 18 февраля.
Просматриваются следующие варианты трактовки ситуации.
Первый вариант. Создание Антикоррупционного суда – уже неизбежность, которая действительно произойдет в обозначенные Порошенко сроки. Очень скоро будет принят во всех чтениях, с учетом рекомендаций Венецианской комиссии, МВФ и прочих стейкхолдеров президентский законопроект. Институция будет незамедлительно создана, укомплектована честными профессионалами, может быть даже привезенными из развитых демократий, получит необходимое бюджетное финансирование, эффективно интегрируется правовую систему и начнет очищение организма украинского государства от коррупционных шлаков. Забавная, если не сказать больше, версия.
Второй вариант. Международное сообщество не то чтобы отчаялось (вряд ли Украины вызывает у него такие сильные чувства), но усомнилось в способностях украинской «элиты» к трезвому восприятию реальности и принятию необходимости антикоррупционной трансформации. Давления улицы, многочисленных публичных выражений обеспокоенности и даже угрозы отмены «безвиза» оказалось недостаточно. Поэтому, предстоят некоторые изменения в тактике имплементации антикоррупционной системы. Повеяло досрочными президентскими выборами, победившая на которых «женщина с косой» сможет закончить трансформацию. В этой версии Саакашвили уже не нужен в Киеве. Его работа теперь – быть жертвой произвола, символом попранной законности, выброшенного из страны конвульсиями агонизирующего режима. Жечь глаголом из безопасного места. Которым, по счастливой случайности, стала Варшава – новейший рупор бескомпромиссной и жесткой критики украинской политики.
Наиболее вероятный вариант часто располагается где-то между полярными крайностями. Да, «грузинский» локомотив антикоррупционного бронепоезда забуксовал, хотя попробовать было необходимо. Досрочные президентские выборы проект гораздо более затратный, сложный и непредсказуемый, как бы не доказывала обратное Юлия Владимировна. Кремлевские хакеры не дремлют, донецкие сепаратисты не устают о себе напоминать. Добавить к немалым рискам запуска антикоррупционных репрессий предвыборный хаос – страна может не выдержать. Порошенко же после Венского бала, весь в белом, посреди щедро расплескавшегося политического не шоколада, в надежных объятьях «слепого траста» остается главной политической фигурой и выглядит совсем неплохо. Так что не о досрочных президентских выборах идет речь.
Обвинять в торможении антикоррупционного процесса самого Порошенко сейчас не продуктивно. Он сделал все, что должен, внес законопроект, мотивировал свое парламентское представительство. Большего от него формально требовать пока нельзя. Не заставлять же покупать голоса депутатов за свой счет или возить их в лес. Этого европейский бомонд потребовать не может. Достигнут ли этот этап по доброй воле, или под давлением мировой общественности, персонифицированной Саакашвили, сейчас уже тоже не важно. Главное, что подготовительный этап пройден и теперь активность переносится внутрь Парламента. Для этой работы нужны специальные инструменты и технологии, отличные от массовых акций. Уличный протест легко сфокусировать на отдельной персоне, но крайне сложно – на коллегиальном органе из сотен членов.
В деле работы с Парламентом непарламентский Саакашвили практически бесполезен, более того – будет только мешать. Поэтому он может с чувством выполненного долга отправляться на очередной заслуженный отдых. Протестная инфраструктура вероятно сохранится и может быть использована Тимошенко. Если что-то пойдет не так. Да и сам Саакашвили при необходимости может преодолеть границу еще раз. Хотя это уже будет слишком.
Что получается. Внеся законопроект, публично заявив о принятии закона об Антикоррупционном суде, назвав сроки его создания, Порошенко перехватил инициативу и создал новую повестку дня. Теперь, каждое рассмотрение законопроекта 7740, каждое голосование по нему, а тем более – не голосование, что уже было не раз, может рассматриваться не только как абстрактное нежелание реформ или отсутствие политической воли. Это вполне конкретные, документированные свидетельства несостоятельности Парламента, нарушения им конституционных требований о наличии коалиции.
Возможный финал этой новой повестки дня – решение о досрочном роспуске Рады. Коалиция уже давно носит призрачный характер, но это ее свойство до настоящего времени не использовалось, ожидало своего часа, как тактический резерв. Теперь пришло время этот резерв задействовать. Или риск такого использования задекларировать. Неприятная ситуация для тех, кто потратился на мандат, или мандаты – нельзя исключать из рассмотрения конечных бенефициаров политических сил.
Парламентарии перед нелегким выбором. Или создание Антикоррупционного суда, который с ними или без них, но все равно будет. Или перевыборы, где высок риск утраты мандата, а вместе с ним и неприкосновенности. Что в свете предстоящих антикоррупционных расследований крайне тревожная перспектива. При этом, парламентские выборы значительно менее рисковое мероприятия для государства, нежели выборы парламентские. Скорее наоборот, они способствуют стабилизации путем распыления энергии и ресурсов конфликта по регионам, в ходе предвыборной борьбы многих сотен и тысяч претендентов.
Из дополнительных бонусов ситуации - реакции на высылку Саакашвили станут маркером отношения к созданию антикоррупционной системы. Более эффективным и юзабельным для информационного поля, чем скучные результаты голосования в сессионном зале. Более понятные для общественного мнения.