Соответственно нам еще далеко до стабилизации национальной финансовой системы, за которой должна последовать и стабилизация в экономике. Вот почему у нас должна активно внедряться Программа внутренних заимствований с одновременным развитием рынка совместного инвестирования. Однако, финансово-экономический блок Кабмина А.Яценюка до сих пор не хочет эту Программу принимать. Почему? Остается только догадываться о причинах в преддверии масштабной приватизации. И всё же, как решать нам эту ключевую проблему? Безусловно, без помощи США и Евросоюза не обойтись. Несколько дней назад во время форума в ТПП Украины беседовал с иностранным инвестором, который откровенно говорил, что у него и его партнеров украинские заемщики никогда не пользовались хорошей репутацией по погашению долгов. Дескать, одним просто не везло, другие слишком поздно пошли на реструктуризацию своих обязательств. Однако, есть и такие, отмечал он, которые могли бы платить, но они этого не делали.
Но хуже всего, подчеркивал этот инвестор, что теперь уже Кабмин А.Яценюка вынужден балансировать на грани неплатежеспособности. К тому же Киев, из его слов, пытается одновременно решить двуединую задачу: во-первых, договориться о реструктуризации госдолга и, во-вторых, заодно получить от МВФ побольше финансовой помощи. Очень трудная задача. А что делать? Нам надо, как минимум сэкономить на реструктуризации суверенных долгов и гарантированных государством обязательств 5,2 млрд. долл. США. Такую цель перед нами поставил уже МВФ. И надо выполнять, теперь они постановщики задач.
Поэтому у нашего Кабмина фактически нет выбора: либо вообще отказаться от выплаты по долгам, либо убеждать кредиторов согласиться на получение их части. Но и эту часть с чего платить? Ведь объем задолженности к реструктуризации составил не менее 15 млрд. долл. США. При этом общая задолженность по госбондам – 17 млрд. долл. США, а объем долга, который мы должны выплатить только в 2015 году, составил 11 млрд. долл. США. Поэтому министр финансов Украины Н.Яресько проводит консультации с держателями значительной части суверенного долга с целью улучшить структуру нашего госдолга.
Но какие для этого можно было бы использовать инструменты? Сейчас в повестку дня переговоров о реструктуризации долга поставил бы СВОП, как способ удлинения нашего долга, что позволило бы снижать ежегодные платежи по долгам и в июне-июле получить очередной транш кредита МВФ. Второе направление в переговорах – это получение новых займов на более льготных условиях из-за АТО на востоке Украины, что позволило бы уже в ближайшее время рефинансировать решение самых горящих проблем. Предложил бы и другие механизмы и способы вплоть до списания части долгов. А о том, что нам сегодня надо списывать часть долгов, думаю, на Западе все понимают.
В этом русле надо только профессионально вести переговоры, учитывая два очень важных обстоятельства. Первое, в связи со списанием наших долгов понесут убытки западные банки и фонды. Второе, под ударом могут оказаться долговые рынки ряда стран. Поэтому наши официальные предложения для партнеров по переговорам не должны привести к увеличению, а, наоборот, к уменьшению этих рисков.
Значит, решения должны приниматься комплексные. И при их принятии, важно убедить рынок и кредиторов, что Украину можно продолжать рефинансировать. А убедить в этом мы можем, начав реальные бюджетные реформы, - это очень чувствительный показатель и для МВФ. Кабмину А.Яценюка в эти дни необходимо как можно скорее нащупать наиболее оптимальную траекторию или найти оптимальный баланс между сокращением дефицита бюджета и сохранением доверия инвесторов и кредиторов. Но это уже искусство макроэкономического управления финансовых властей.