Зато с 5-го февраля 2015 года Национальный банк прекратил устанавливать индикативные курсы валют. Это событие с опасением ожидали предприниматели, особенно представители реального сектора экономики, работающие на внутренний рынок, и подавляющее большинство населения. И вот случилось то, что случилось – НБУ в условиях сильно разбалансированной экономики и продолжения АТО на востоке страны еще и отказался от проведения ежедневных валютных аукционов. Мы хорошо понимаем, что НБУ столкнулся с тем, что для поддержания курса требуется, к сожалению, слишком много резервов. И поэтому он перестал их тратить, т.к. золотовалютные резервы Украины по состоянию на 1 января 2015 года составили 7,533 млрд. долларов. За 2014 год они сократились более чем на 60% с 20,416 млрд. долл. США. А на 1 февраля 2015 года их объем уже составил 6,420 млрд. американских долларов. Соответственно международные резервы Украины обвалились почти на 15% с начала текущего года.
В этой связи, несомненно, в ближайшее время волатильность и непредсказуемость гривны будет только усиливаться. Почему? Судите сами. Нацбанк мог бы провести единовременную интервенцию, чтобы застать врасплох валютных спекулянтов с короткими позициями по гривне. Однако, те же спекулянты прекрасно знают, что у НБУ для этой операции нет ни средств, ни воли. Поэтому с начала этого года американский доллар так быстро растет.
Господа А. Яценюк и В. Гонтарева, хватит уже стимулировать в Украине спекулятивный капитал – кэрри трейд. Все предыдущие годы власти создавали огромные стимулы для того, чтобы к нам приходили спекулятивные деньги, которые просто угнетали прямые инвестиции. У нас и так сегодня очень неблагоприятное соотношение между спекулятивными и прямыми инвестициями. И по-прежнему в Украине активно действует этот магический механизм запуска локальных финансовых кризисов – свободный счет капиталов, волатильность гривны и высокая доходность финансовых активов. Всё это и есть кэрри трейд или спекулятивные инвестиции.
Но кто «наверху» понимает, что наша гривна подобралась к такому уровню, за которым она не может оставаться. По простой причине: дальнейшее обрушение гривны очень плохо отразится на экономике и вызовет гиперинфляцию. В 90-е годы мы это уже проходили. Не будет даже внутренних инвестиций в экономику, т.к. проще купить доллары и ни о чем не думая, наслаждаться ростом курса иностранной валюты. Вот почему нужны срочные действия монетарных властей, чтобы панику прекратить. Какие должны быть действия? Например, ограничить предложение гривны, т.к. банки всё равно сейчас не кредитуют, а, получая от НБУ рефинансирование, тут же отправляются на валютный рынок за долларом и евро.
В этом смысле вложения в нашу экономику рассматриваются, прежде всего, для того, чтобы грубо говоря, быстро срубить бабла по-легкому. Когда против этого начнет действовать руководство НБУ, а не просто говорить? Ведь мы видим, что в нужном ключе рынок не реагирует на одну лишь словесную интервенцию В. Гонтаревой. Начинайте принимать сильные и компетентные решения. Ведь пока всё выглядит так, будто бы намеренно людей подталкивают к валютной панике.
Вот почему думаю, что уже нельзя обслужить наш огромный долг без девальвации гривны и плюс инфляция. Деньги МВФ – это преддефолтный кредит. Еще есть потенциал девальвации гривны. Нужно девальвировать гривну или – дефолт. Надо выбирать одно из двух. Я бы выбрал дефолт, и начал бы переговоры о реструктуризации долга с частичным его списанием (по примеру Польши и Греции). Уверен, кредиторы бы учли наше сегодняшние во всех отношениях очень трудное положение. Одной девальвацией без проведения структурных реформ уже не решить наши системные проблемы.