И к сегодняшнему дню они переродились в либеральных фундаменталистов – собственников различных бизнесов, которые исповедуют либеральные ценности лишь применительно к себе и к своим партнерам. Словом, они открыто декларируют свою приверженность праву собственности, которое классическая либеральная доктрина объявляет священным. Но в действительности это – лишь пустые лозунги. На деле же они готовы отстаивать только свою собственность, предлагая всем остальным ускоренное банкротство, рейдерство и налоговое давление, особенно сильно удушающее малый и средний бизнес. Поэтому наши либералы вроде как поддерживают конкуренцию, но понимается она ими своеобразно – как свобода злоупотреблять своим монопольным положением.
Таким образом, можно сделать логический вывод о том, что сейчас команда либеральных фундаменталистов вдруг стала нужна экономике Украины. Зачем же?! Чтобы продолжать поддерживать прежнюю инерционную экономическую стратегию с теми же самыми мерами ручного регулирования и управления? Или они сделают резкий разворот в децентрализации власти и модернизации экономики Украины? Откровенно говоря, с трудом в это верится. Да, сейчас стране требуется другая экономика. Однако, кто-то упорно затягивает руководство государства обратно в прежнюю экономическую колею. Кто?
А ведь есть достаточно много конструктивных точек зрения на развитие экономики Украины. В том же Интернете постоянно идет интересная дискуссия о том, как должна после Майдана развиваться страна. Но пока в этой дискуссии не слышны голоса АП и КМУ. Почему? Какие шаги планирует предпринять руководство страны для того, чтобы, наконец-то, случился этот поворот в экономике? Зато мы постоянно слышим, что денег в нашей системе не хватает, несмотря на вроде бы своевременное и полное исполнение своих обязательств Минфином и НБУ.
Следовательно, можно сделать еще один важный вывод: денег из госбюджета отправляется всё больше, но их хватает всё меньше. При этом нам постоянно намекают на то, что зарплаты надо заморозить, т.к. они якобы растут быстрее, чем эффективность и производительность труда, прочее. В этой связи сразу хочется возразить. Господа, для структурной модернизации украинской экономики, прежде всего, нужны долгие устойчивые пассивы или по-простому – длинные деньги. Но как раз наши финансовые власти и госрегуляторы и не дают развиваться отечественным источникам таких длинных денег. А какие это источники? Их в подавляющем числе стран, как и в Украине, только три. Это институты совместного инвестирования, страховые компании и негосударственные пенсионные фонды.
Такое ощущение, что те люди, которые сейчас управляют нашей экономикой, сформировать пул длинных денег за счет отечественных институциональных источников никогда в жизни не дадут. Правда, я оптимист. И вопрос: «Дадут или не дадут?» - это всё же из разряда допущений. Поэтому будем верить в лучшее. И одно дело, где нам брать длинные деньги, а другое и, пожалуй, более важное – это где те инвестиционные проекты, в которые надо привлекать финансирование. Самое главное – чтобы они окупались. Думаю, сегодня у нас одна из ключевых проблем в том, что государство не рассматривает такие проекты, как самоокупаемые проекты. И это до сих пор очень серьезная опасность того, что деньги снова рассуют по карманам, а потом с горечью чиновники будут вздыхать, дескать, в очередной раз проект оказался не рентабельным. Здесь мы работаем с очень низкой эффективностью (за исключением коррупционной составляющей).
И, господа министры и депутаты, честно скажите, что теперь мы будем продолжать строить – олигархический капитализм (только уже с новыми лицами)? Или какую-то иную общественно-политическую формацию, но с прежним человеческим лицом?