У обычного человека с каждым годом всё меньше возможностей показать свою правоту и уверенно заявить в приличном обществе о своей позиции по какому-нибудь интересному для всех вопросу. Жизнь ведь постепенно усложняется – и, например, если ещё недавно обывателю нужно было вырабатывать собственное отношение к пенициллину, то сегодня уже – к перспективе появления маленькой чёрной дыры в процессе работы большого андронного коллайдера. Ещё не так давно люди на нашей территории обдумывали, сколько пудов зерна нужно родине, чтобы голода не было, а сегодня средства массовой информации сообщают людям что-то там о проблемах с хедж-фондами, которые как-то плохо влияют на глобальную экономику. Попробуй разберись!
А вот ещё популярная в этом году политическая тема: конфликт вокруг островов Сенкаку в Восточно-Китайском море. Что-то там Китай хочет от Японии, Вьетнам и Филиппины тоже не молчат, поскольку находятся рядом, флот развивают. Соединённые Штаты волнуются: а не начнётся ли гонка вооружений в регионе? И это ж придётся в гонке участвовать, а военные расходы в Америке как раз сокращают... И у Евросоюза есть некое отношение к этому конфликту, которое, как всегда, Евросоюз не спешит продвигать, однако наблюдатели напоминают, что вообще-то торговые пути в этом регионе настолько важны для всего мира, что европейцы не смогут молча отсидеться за морями. И казалось бы – причём здесь мы к какой-то там гонке вооружений в Восточно-Китайском море?
Следует прийти к вполне очевидному, компромиссному выводу. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. - часть Второй мировой войны 1939-1945 года. Или 1939-1952 годов, если считать днем ее окончания время, когда догорали последние бункеры УПА на Западной Украине. При таком подходе свое место в истории Украины находят и Вторая мировая война, и Великая Отечественная. И День Победы.
— Вячеслав Пиховшек
А представьте, что стало бы с мировой экономикой, если бы Китай и Япония дошли до вооружённых столкновений из-за этих островов. Представили? Нет? Ну вот и автор тоже плохо представляет себе, как это отразится, допустим, на мировых ценах на металл и, соответственно, на экспортных поступлениях в Украину, от которых мы все тут так или иначе сильно зависим. А ведь непременно отразится же!
К тому же, наше государство пока что производит и продаёт довольно много оружия. Возможно, стоит производить и продавать ещё больше оружия? Возможно, нам стоит уделить больше политического внимания региону Юго-Восточной Азии? Что там думают наши президент и правительство по этому поводу? А в оппозиции? Не боятся ли наши политики того, что, скажем, Пекин не поймёт наши близкие в последние годы контакты с Вьетнамом и будет смотреть на Киев как на говно? Ну или что Токио не поймёт нашу политику «с протянутой рукой» по отношению к Китаю и будет смотреть на Киев как на говно? Да и кто нам больше нужен в друзьях в этом регионе – Пекин, Ханой или Токио? Или вообще Тайбэй? Или мы планируем обойтись в будущем одними Брюсселем и Москвой и про дальнюю Азию можем и не думать?
Ясно, что у обычного человека в нашей стране нет и не может быть никакого ответа на подобные вопросы, кроме мычания. А вот уж о празднике – либо об отсутствии праздника – 9 мая наш обыватель ого-го сколько всего может уверенно рассказать! Причём без подготовки.
И об учебниках истории заодно. И о евреях. И о геях, конечно. И об абортах. А о церквях-то сколько! Вот патриарх Кирилл – разве есть в нашей стране взрослый человек, которому нечего сказать о патриархе Кирилле? А о Путине? У нас все всё знают о Путине. Вопрос «Куда Украине вступать – в Европейский Союз или в Таможенный Союз?» вряд ли часто вызывает ответ хотя бы на уровне «Ну, надо посмотреть на условия вступления в обе эти организации». Все сразу за или против. Каждому – без преувеличения: каждому – обывателю в нашей стране есть что сказать по поводу своего отношения к этим двум организациям и, конечно, к тем, у кого к ним противоположное отношение.
Что ж, чем сложнее мир, тем больше обыватель нуждается хотя бы в каких-то простых истинах. Ну в чём-то таком, что можно несколько раз в год гордо заявить и не боятся, что друзья скажут, что заявил какую-то чепуху. Например, про спасибо-деду-за-победу. Или про то, чому «побєда» для нас ніколи не стане «перемогою». Или про то, что и нам вслед за продвинутыми странами нужно дать больше прав ЛГБТ. Или про то, что пидоры не пройдут. Или про то, что олигархи нам всем должны. Или про то, что олигархи-то как раз и не должны, если люди работают так, что во всех приличных странах это расценили бы как круглогодичную сиесту. Или про то, что мораль в обществе деградирует. Или про то, что старпёры уже достали со своей псевдоморалью...
А вспомните проблему государственного языка. Да тут практически любой обыватель сходу прочитает лекцию о том, какой язык и почему в нашей стране должен быть государственным.
Короче говоря, наше общество произвело более чем достаточно поводов, которыми может воспользоваться обычный человек, где бы и как бы он ни жил, чтобы заявить о своей несомненной правоте в контексте какой-нибудь большой и интересной проблемы. И в этом нет ничего плохого, даже наоборот – есть кое-что очень хорошее: чем больше таких упрощений доступно обывателю, тем легче ему мириться со сложностью мира, а также со всеми теми, кто эту сложность собой олицетворяет, а значит, тем меньше у обывателя стресс и тем больше, например, в стране потребительский спрос.
Вот зачем отбирать у людей праздник 9 мая, как у нас тут обсуждают? Пусть выпустят пар, пусть наругаются друг с другом вдоволь. Пусть посентиментальничают... Лучше работать будут! Ведь когда ещё у обывателя есть возможность, скажем, поделиться с градом и миром какой-нибудь своей драматической семейной историей? Историей о том, как кто-то в семье кого-то спас когда-то давно. О том, как кто-то кому-то остался что-то должен когда-то давно. О том, что кто-то в детстве что-то почувствовал и очень расстроился или очень обрадовался. Ну когда же ещё?
9 мая – это чуть ли не единственный день в году, когда обыватель, задавленный дискуссией Ангелы Меркель с жителями стран южной Европы о долговом кризисе или дискуссией России и Китая с остальными странами вокруг Сирии за принципы сосуществования суверенных государств, может почувствовать, что и в его-то маленькой жизни, в жизни его семьи было что-то по-настоящему важное, было что-то Политическое, что-то связанное с историей людей вообще. Ну или могло быть, если бы военная история сложилась иначе, – это уж как обывателю удобнее думать и с кем удобнее себя ассоциировать.
К сожалению, правда, очень многие необычные люди не всегда осознают характер общественных споров. Не всегда понимают, что происходит, когда заявляется нечто лишь для того, чтобы просто заявить, а не узнать что-либо получше, лишь для того, чтобы раз в несколько месяцев показать себе и своим дружбанам и родственникам свою правоту, а не подискутировать. Это как если бы человек пришёл в тир с боевым пистолетом и решил, что другой человек, как раз стреляющий из пневматической винтовки по муляжному зайчику, – подходящий субъект для настоящей крутой перестрелки. Да и, тем более, когда необычные люди ввязываются в абсурдные споры с обычными людьми, у необычных людей портится настроение, впустую тратится время, а значит, и сокращаются творческие силы, что всем нам в итоге крайне невыгодно.
Итак, в чём мораль столь длинного текста? У нас принято думать, будто некоторые споры раскалывают общество, а это, мол, очень плохо. Тем не менее, легко заметить, сколь многим людям такие споры позволяют выпустить пар, избавиться от накопившейся агрессии, да не в драке какой-нибудь на улице или в ссоре на работе, а перед телеэкраном, в социальной сети. Легко заметить, сколь многим людям становится легче на душе всего лишь от какой-то там ленточки, от какого-то там ритуала, от того, что можно поделиться своими воспоминаниями...
Люди, которые большую часть года сохнут от зависти, должны хотя бы несколько раз в год источать гордость. Люди, которые большую часть года задавлены неопределённостью своих перспектив и вообще «текучей модерностью», должны хотя бы в чём-то хотя бы иногда быть на 100% уверены. И не надо у этих людей это забирать, не надо призывать их к миру, согласию и отсутствию споров, если вы, конечно, не проповедник, – просто осознанно подлейте масла в огонь, это тот случай, когда всем только лучше будет.