ГлавнаяОбществоОбразование

Не едь за мной, я заблудился

Если экономические соглашения с Россией еще можно обсуждать в контексте хозяйственной выгоды, то соглашение министерств образования — факт странный сам по себе.

Не едь за мной, я заблудился
Фото: Макс Левин

Да, сотрудничать, да, обмениваться студентами (будто что-то мешает русским студентам поступать в украинские вузы и наоборот), да, русификация — причем не обязательно с каким-то дальним прицелом, Россия в принципе стремится обратить все вокруг себя (в камень) в русское. Кстати, вернуть русский язык в школы Кабмин может и самостоятельно, под эгидой защиты русскоязычного населения от мовной экспансии. Но все эти цели подаются под общим благовидным предлогом, смешным и печальным, — сотрудничать на благо систем образования и науки, обмениваться опытом, нарабатывать правовую базу.

Украина и Россия имеют практически идентичные проблемы в сфере образования. У нас душат внешнее оценивание, в России — единый государственный экзамен, при этом и у нас, и у них это единственное средство борьбы с коррупцией в вузах. И у нас, и у них присоединение к Болонской системе зависло в воздухе в неестественной позе. Украинские родители недовольны качеством школьного образования, и российские им не довольны. В обеих странах учителям платят слишком маленькие зарплаты, чтобы требовать от них приличной работы, в обеих странах проблемы с качеством и количеством учебников. И совершенно очевидно, что ни Украина, ни Россия не знают, как эти проблемы решать. Ни там, ни там не выработаны (не то, что не внедряются) никакие новые подходы, не планируются грандиозные реформы (если не считать темы о платном среднем образовании — ссылка). С наукой в Росии хорошо только в тех отраслях, на которые распространяются имперские амбиции, которых у Украины нет (как и денег на науку). Зато теперь под соглашение наверяка будет отдельная статья расхода в министерстве — на эти деньги чиновники будут устраивать конференции, чтобы перетолочь еще раз в ступе коррупцию, безденежье и необходимость новых подходов. Зачем нам российский опыт, если у нас самих — точно такой же? Или, может, Россия надеется из нашего опыта что-то почерпнуть? В таком случае на министерство образования впору вешать автомобильную табличку «Не едь за мной, я заблудился», чтобы наивные министры соседних стран не пытались спросить у нас дорогу к светлому будущему.

Виктория Герасимчук Виктория Герасимчук , Заместитель главного редактора
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter