Это вселяет надежду, что ученые не допустят политизации таких острых для современного украинского общества вопросов как реформирование концепции школьного исторического образования, создания нового поколения учебников, а также удержат в научных рамках инициативу по согласованию позиций по ряду вопросов общей истории Украины и России.
Lb.ua удалось задать по этому поводу несколько вопросов Андрею Сахарову, и.о.директора Института российской истории Российской академии наук, который в среду, 30 июня в Киеве принял участие в презентации учебного пособия «Очерки истории Украины», подготовленного группой украинских историков под редакцией академика Петра Толочко.
В Украине активно обсуждается инициатива о согласовании школьных программ истории и создании так называемых «единых» учебников. Что об этом знают в России?
Мы знаем о том, что в настоящее время в рамках наших академических образовательных структур по линии министерств идут переговоры по поводу того, чтобы найти какие-то общие позиции в трактовке общей истории Украины и России и по поводу согласования программ. Даже высказывается мысль о попытке создания объединенного труда. К этому относимся позитивно и хорошо.
Взаимный интерес есть. Обсуждение «Очерков…» показало, что мы, российские историки, с удовольствием и интересом читали эту новую работу украинских коллег, считаем ее полезной. Я буду пропагандировать ее в России, и буду ратовать за то, чтобы она была заказана нашими образовательными структурам.
У нас, в унитарном государстве, есть региональные различия во взглядах на интерпретацию событий отечественной истории. Россия – федерация. Существуют ли у вас подобные проблемы?
Существуют такие же проблемы в Российской Федерации. Особенно применительно к трактовке ряда событий национальных историй, скажем Татарстана, Башкирии, Карельской республики, Якутской республики, ряда других национальных республик относительно истории своих регионов в рамках общей российской истории. Эти проблемы есть, они дискутируются. Порой бывают достаточно острыми. Они решаются на встречах историков, скажем, центра и регионов. Мы выезжаем туда, к нам приезжают на конференции, на беседы, на «круглые столы».
Не вижу ничего страшного, что существуют различные точки зрения. Это нормальный процесс для науки. Главное, чтобы эти творческие, дискуссионные вопросы не перерастали в нечто, что выходит за рамки науки и представляет собой политизацию, что носит черты национализма, регионализма и т.д. Это уже другая ипостась. В настоящее время речи об этом нет, и речь идет о творческих процессах. Все, что на другом уровне - не относится к науке.
Как освещается история Украины в российских учебниках и программах?
Она освещается, во-первых, на основе системы фактов, которые являются неопровержимыми и исторически достоверными. Второе - на основании уважения к историографии: и российской дореволюционной, эмигрантской, западной историографии, объективной и неидеологизированной, советской историографии, ее лучших работ, на новых подходах, смелых, научных, неидеологизированных подходах историков, писавших в 90-е годы и в начале XXI века, и на основании знаний объективной неидеологизированной украинской историографии. В том числе историографии связанной со становлением украинской исторической науки в кон.19 – нач. 20 в.
Все учитывается в нашем подходе. Это подход спокойный, уважительный с пониманием тех процессов, которые были на Украине на протяжении истории, многострадальной, тяжелой, в т. ч. в рамках других государств…
Думаю, что нашу современную историографию и школьные программы в отношении Украины трудно заподозрить в какой-то необъективности, идеологизированном ключе.
Мы часто встречаемся с нашими украинскими коллегами. В частности, в Институте российской истории проводили встречу по проблемам Переяславской Рады, были дискуссии в связи с явлением Ивана Мазепы в российской истории, с событиями революционного периода 1917-18 гг., а также по поводу интерпретации современными национально настроенными украинскими историками ряда исторических событий.
Все это у нас обсуждается свободно, научно, объективно, в том числе, совместно с украинскими историками. Мы не боимся вопросов, проблем, запретных тем. В науке вообще нет таких понятий как «запретные темы». Думаем, наши последние встречи это прекрасно показывают.
Стенограмму презентации учебного пособия «Очерки истории Украины» читайте в пятницу на сайте lb.ua.