Традиционно фестиваль проходит в первые выходные сентября в Черновцах, а затем превращается в поэтический тур по Европе. Для многих поэтов и гостей Meridian начинается еще в поезде «Киев-Черновцы», где в одном из купе размышляет о литературе и вине поэт и писатель Игорь Померанцев, в другом – читают стихи, а в третьем – вспоминают прошлогодний юбилейный фестиваль и в этом году ждут программы не хуже.
Ежегодно Meridian Czernowitz торжественно открывается в мраморном зале Черновицкого национального университета Федьковича. Сюда 4 сентября сходятся и съезжаются уже все – участники фестиваля из 9 стран, среди которых Кристоф Бауэр, Тимо Бергер, Кристине Кошель, Рон Винклер, Петер Ватерхауз, Игорь Померанцев, Сергей Жадан, Юрий Андрухович, Борис Херсонский и другие.
«Я самый счастливый президент, потому что в стране Meridian Czernowitz живут прекрасные книги и люди», – начинает свою речь президент фестиваля Святослав Померанцев. Лозунг в этом году оставляют тот же – «Музы не молчат», объясняя тем, что ситуация в стране не изменилась.
Затем дают слово Юрию Андруховичу. «Если бы сказали, что фестиваля больше не будет, то возникло бы ощущение, что жизнь идет наперекосяк. К Meridian Czernowitz привыкаешь, как к хорошему алкоголю или наркотику, которым раз в год непременно нужно уколоться здесь в Черновцах, – говорит он и вспоминает первый Meridian 2010-го. – Если бы меня тогда спросили, верю ли я, что этот фестиваль пройдет более 5 раз, я бы, скорее всего, сказал нет».
В скором времени мы столкнемся с неврозами людей, которые вернутся с войны. В будущем нас ждет литература не эмоции, а литература рефлексии на происходящее, литература потерянного поколения
После официального открытия все собираются на ключевую дискуссию фестиваля (и как оказалось позже, наиболее интересное и информативное событие Meridianа) – «Культура на фоне войны и война на фоне культуры». В переполненном зале Австрийской библиотеки жарко, все ждут заявленных в программе участников дискуссии – Сергея Жадана, Юрия Андруховича и российскую поэтессу Елену Фанайлову. Модерирует писатель Александр Бойченко, он затрагивает главные вопросы обсуждения: как культура и война влияют друг на друга, способны ли украинская и российская культуры адекватно реагировать на войну. К дискуссии присоединяется Юрий Издрык.
«В связи с изменениями, которые внесла в нашу жизнь война, могу отметить следующее: в первую очередь, это изменение коммуникации между создателем и реципиентом. Психологическая энергия большинства – в одном направлении, соответственно художественные высказывания воспринимаются скорее на эмоциональном, рефлекторном уровне. В скором времени мы столкнемся с неврозами людей, которые вернутся с войны. В будущем нас ждет литература не эмоции, а литература рефлексии на происходящее, литература потерянного поколения», – считает Издрык.
По мнению российской поэтессы Елены Фанайловой, культура работает, как может, чтобы отсрочить следующую войну, а суть искусства в военное время заключается в лечении сознания. «Я отдаю себе отчет в том, что я представляю страну, большая часть населения которой не восприинмает военные действия на Востоке Украины как агрессию России против Украины. Российское население в своем большинстве, по вопросам социологов, представляет себе этот военный конфликт как посильное участие России в деле защиты интересов российского народа на Востоке Украины. Украина же не должна репрезентировать себя как жертва. Это более глубокий вопрос», – добавляет она.
Далее Андрухович отмечает, что сегодня тяжело провести для себя линию между пропагандой и не пропагандой, ведь однозначно выбираешь чью-то сторону.
«Сегодня я узнал, что в Берлине проходит очень важная книжная презентация, на которой представят на немецком книгу Николая Азарова «Украина. История одного государственного переворота, – рассказывает писатель. – Я никогда не знал о существовании издательства, выпустившего книгу, думал, его создали специально для книги Азарова, но потом зашел на их сайт. Они уже издали очень много книг, преимущественно детективы и научная фантастика. Так что у Николая Азарова есть все шансы стать автором бестселлера. Вот только правду о событиях в Украине массовый немецкий читатель будет узнавать от него. И это очень плохо и на это стоит реагировать».
Задавая определенный ритм и тон в прошлые года, фестиваль зарекомендовал себя, как мероприятие, которое не только открывает новые украинские и европейские имена, но и знакомит гостей и участников с ранее неизвестными, иногда даже андеграундными локациями. Например, 4-й Meridian запомнился многим отнюдь нетипичными местами, которые вспоминали и в этом году: спальные районы, боксерский ринг, редакцию газеты «Буковина» и столярные мастерские в бывшей Большой Синагоге. В этом году – всего этого нет. А одно из наиболее многообещающих событий фестиваля – трехдневный парад поэтов-участников – проводят в Центральном дворце культуре, который слишком уж перенасыщен советской атрибутикой.
Парад поэтов-участников – отличная возможность услышать известных украинских поэтов, познакомиться с новыми европейскими авторами и узнать, в каком же направлении развиваются еще совсем молодые украинские поэты. И в этом году они все собрались на одной сцене.
На сцене читает стихи немецкий поэт Рикардо Доменек, вслед за ним – австрийцы Кристоф Бауэр и Петер Ватерхауз, который ставит довольно-таки красноречивый диагноз: «Очевидно, все страны имеют проблемы!».
Наиболее долгожданным для слушателей становится появление на сцене Кати Бабкиной, Дмитрия Лазуткина и Юрия Андруховича. Бабкина читает «Памяти Небесной сотни», Лазуткин –«Добрі пісні про поганих дівчат», а Патриарх – «Стас Перфецький повертається в Україну!». Особенно громко зал аплодирует Андруховичу на строчке «приєднаєш Донбас до України», написанной еще в 2005 году.
Наконец самым выносливым предлагают еще и ночную программу с сочетанием электронной музыки и поэзии, которая оказалась наиболее аншлаговой: dj-сет «SUMMA звуков» Юрия Издрыка, проект «Розділові» Сергея Жадана и агенства «АртПоле», а также новый проект Юрия Андруховича и польской группы «Karbido» - Atlas Estremo.
В последний фестивальный день все собираются в полуразрушенной часовне вокруг поросших сорняками памятников на Еврейском кладбище. На стене часовни – молитва на иврите, ее читает израильский поэт Йонатан Берг и его голос расходится эхом. По очереди стихи читают Петер Ватерхауз, Ильма Ракуза, Нора Иуга, Катя Бабкина, Дмитрий Лазуткин, Борис Херсонский.
Провожают гостей фестиваля еврейской музыкой, вином в Литературном целановском центре, заключительным парадом поэтов-участников и выступлением Андруховича в Черновицкой областной филармонии. Занавес опускается, а фестиваль отправляется в тур.
Уже со среды, 9 сентября, Meridian Czernowitz приедет во Львов, где в рамках Форума издателей пройдут поэтические чтения, а затем – Метц, Люксембург, Брюссель, Париж и другие города. И пока Meridian Czernowitz путешествует, нам остается надеяться, что следующий Meridian превзойдет надежды гостей и самих черновчан. Хотя кто знает, возможно, это лишь затишье перед «литературным наводнением», о котором в последнее время все чаще говорят и которое так обещает нам Молодая поэтическая сцена.