ГлавнаяБлогиБлог Євгенії Смірнової

Женщина в искусстве

Рынок искусства, как мировой, так и украинский – это гендерное неравенство в чистом виде. Если сопоставить число знаменитых художниц и известных художников, то соотношение будет примерно 5:95 не в пользу мудрого пола. И это очень щадящая для дам статистика.

Фото: Макс Левин

Женщина в искусстве – это, зачастую, муза, нежели создатель. Тем не менее, в последние 100-150 лет женщины медленно, но уверенно завоевывают сердца поклонников арта. Фрида Кало, Зинаида Серебрякова, Мэри Кассат, Мария Башкирцева, Камилла Клодель – авторы-женщины, вклад которых в историю искусства не менее значим, чем заслуги Марка Шагала, Винсента Ван Гога, Клода Моне и других выдающихся мужчин-художников.

Но знаменитых дам на арт-рынке действительно подавленное меньшинство. Женщины-художницы и знамениты лишь несколько веков – первые громкие имена авторов женского пола появились лишь в XVIII-XIX веках. В Украине этот процесс совсем затянулся – до XX века. Если спросить среднестатистического украинца, имя какой местной дамы-художницы ему известно, в лучшем случае он назовет Марию Примаченко. Более сведущие в арт-делах, возможно, вспомнят Катерину Билокур. В частности, благодаря тому, что выставка ее работ недавно проходила в Арсенале. В связке с Виктором Зарецким кто-то упомянет Аллу Горскую – его жену и украинскую художницу-шестидесятницу.

Какой-то незначительный процент совсем продвинутых ценителей вспомнит Татьяну Яблонскую. А она, к слову, гениальная пейзажистка и представительница жанровой живописи, картины которой украшают лучшие частные и музейные коллекции и стоят десятки тысяч долларов.

Стоимость – еще одна несправедливость на арт-рынке. Например, цена самой дорогой работы в истории аукционов – творение Поля Гогена “Когда свадьба” – составила 300 млн. долларов. До этого рекорды на торгах принадлежали Полю Сезанну, Пабло Пикассо, Фрэнсису Бэкону, Эдварду Мунку и другим мужчинам. Самая дорогая продажа работы автора-женщины составила 44,403 млн. долларов. Это картина Дурман (Белый цветок № 1) американской художницы Джорджии О’Киф, проданная в 2014 году на нью-йорком аукционе Sotheby’s. Предыдущий рекорд стоимости женского искусства принадлежал картине другой американки – Джоан Митчелл. Цена за работы женщин-художниц даже не входит в ТОП-50 рекондов.

Арт-дилеры и галеристы часто предпочитают работать с мужчинами. Считается, что их проще раскручивать и продавать. И вообще с ними проще. Хотя, есть целое движение, выступающее за женский арт. К примеру, в 1987 году в США был открыт Национальный музей женщин в искусстве (National Museum of Women in the Arts), цель его – демонстрация достижений женщин-художниц всех периодов и национальностей широкой общественности, а также исследование искусства, созданного леди. Кроме того, существует масса программ и резиденций, которые созданы специально для развития и популяризации женского искусства. Если так и дальше будет продолжаться, думаю, еще через лет 50-100 ситуация изменится и пропорция вырастет. Пусть не до половины, но до 20% рынка, занятого работами женщин, – вполне. В Украине все больше женщин-художниц появляется на аукционах и выставках – групповых и индивидуальных. И это очень здорово, ведь какие-то вещи способна почувствовать и передать с помощью искусства только женщина.

Євгенія Смірнова Євгенія Смірнова , Блогер Artinukraine.com, співзасновник платформи арт-ініціатива Pymonenko Family Art Projects
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter