После так называемого "референдума" о вхождении Крыма в состав России жители аннексированного региона постепенно стали привыкать к другой действительности: российские триколоры, новое законодательство, красные паспорта, рубли, непривычные продукты из Краснодарского края и т.д. Этот сложный процесс сопровождался постепенным избавлением от украинских реалий, которые ассоциировались в том числе и со свободой выражения мнений.
За последние 20 лет нахождения Крыма в составе независимой Украины крымские татары, вернувшиеся из мест депортации 1944 года, в отстаивании своих прав использовали, как правило, методы ненасильственных действий. И это стало своего рода индикатором демократического развития общества. В российских условиях ситуация на полуострове в корне изменилась: теперь здесь запрещают митинговать за свои права, а за несогласованные с властями действия или несанкционированные собрания угрожают большими штрафами и арестами с последующим возбуждением уголовных дел.
За последний год это хорошо почувствовали на себе крымские татары. В период с марта по октябрь 2014 года в Крыму зафиксированы множество случаев задержаний, арестов, наложения штрафов, обысков в домах и культовых зданиях, а также исчезновения людей. Чтобы перечислить все из них, не хватит целого материала. Остановимся на самых резонансных событиях 2014 года.
- Убийство Решата Аметова, вышедшего накануне "референдума" с одиночным пикетом на центральную площадь перед Советом министров в Симферополе против аннексии Крыма. До сих пор это убийство, получившее резонанс на весь мир, не раскрыто.
- В апреле прошлого года экс-председателю Меджлиса крымскотатарского народа, народному депутату Мустафе Джемилеву российские власти запретили въезд на территорию России и Крыма сроком на пять лет за "разжигание межнациональной розни и подстрекательство к нарушению закона крымскими татарами".
- 3 мая Джемилев предпринял попытку въехать в Крым, но его не пустили. В знак протест несколько тысяч соотечественников прибыли к пункту пропуска Турецкий вал в Армянске, одновременно в нескольких городах полуострова крымские татары перекрыли трассы республиканского значения. Спустя некоторое время, ряд участников тех событий были либо задержаны за незаконное пересечение российской границы либо оштрафованы на 10 тысяч рублей (около 3 тыс. грн) каждый за перекрытие дороги. В общей сложности, по данным правозащитников, сумма штрафов достигла одного миллиона рублей.
- 18 мая крымским татарам запретили собираться в центре крымской столицы на традиционный траурный митинг по случаю 70-летия годовщины депортации народа. После длительных переговоров руководства Меджлиса с властями республики митинг прошел на окраине города под наблюдением военных вертолетов с воздуха.
- В июле главе Меджлиса Рефату Чубарову, как и Джемилеву, власти запретили въезд на территорию Крыма сроком на пять лет. Месяц спустя аналогичное решение было принято в отношении активиста крымскотатарского народа Исмета Юкселя.
- На протяжении нескольких месяцев в Крыму бесследно исчезли Тимур Шаймарданов (пропал 26 мая), Сейран Зинединов (пропал 30 мая), Ислям Джеппаров и Джавдет Ислямов (пропали 27 сентября), а также Эскендер Апселямов (пропал 3 октября). Следственный комитет РФ по Республике Крым возбудил пять уголовных дел, однако о местонахождении этих людей по сей день неизвестно.
– В августе и сентябре силовики провели десятки обысков в домах крымских татар, в том числе у членов Меджлиса (под различными предлогами), в мечетях и медресе (в поисках исламской литературы, запрещенной в России), а также в помещении, в котором располагался Меджлис. Позже это здание и находившееся в нем имущество оказались под арестом, а сотрудники Меджлиса покинули его. В настоящее время дело находится в суде.
Указанные эпизоды – лишь небольшая часть из того перечня нарушений прав, о которых докладывали различные правозащитные организации (Крымская полевая миссия по правам человека, Human Rights Watch) в своих ежемесячных докладах.
В октябре прошлого года во время заседания Совета по правам человека при президенте РФ известный российский журналист и публицист Николай Сванидзе сообщил Владимиру Путину о фактах притеснения и похищения крымских татар. В ответ Путин заявил, что впервые слышит об этом и обещал разобраться, а крымская власть в лице Сергея Аксенова стала оправдываться, утверждая, что на полуострове нет массовых похищений крымских татар. Однако после вмешательства главы российского государства давление заметно ослабло. Более того, в декабре на свободу стали выпускать ряд крымских татар, арестованных по так называемому делу 3 мая.
Представители Меджлиса утверждали, что это стало возможным благодаря встрече президента Турции Реджепа Эрдогана с Путиным, на которой были озвучены факты, свидетельствующие о нарушении прав коренного народа.
Вместе с тем, надо отметить, что те крымские татары, которые согласились сотрудничать с нынешней властью, в том числе члены Меджлиса Ремзи Ильясов, Заур Смирнов, Тейфук Гафаров, получили высокие должности в различных органах власти (с полным списком можно ознакомиться по этой ссылке). Они даже создали общественное движение "Къырым". Правда о нарушениях прав соотечественников указанные чиновники предпочли не высказывать свое мнение.
Относительное "затишье", наступившие в конце 2014 года, вселяло в крымских татар надежду: обыски, задержания и аресты остались в прошлом, а Меджлис сможет наладить диалог с крымским руководством. Однако в середине января текущего года картина резко изменились. Совпадение или звенья одной цепи, но с активизацией боевиков на Донбассе (наступление на "киборгов" в аэропорту, а также позиции украинских сил, частично контролирующих территории Донецкой и Луганской областей) в Крыму с новой силой возобновились задержания, обыски и аресты крымских татар. Вот некоторые факты, произошедшие в течение последних недель.
– 19 января правоохранители задержали крымскотатарского бизнесмена Эдема Османова. Его подозревают в применении силы против сотрудников правоохранительных органов во время встречи Мустафы Джемилева в Армянске 3 мая 2014 года. Османову избрана мера пресечения в виде содержания под стражей сроком на два месяца.
– 23 января произошло беспрецедентное выдворение за пределы Крыма крымскотатарского правозащитника Синавера Кадырова, фактически гражданина России (обладатели украинского паспорта с крымской пропиской согласно российским законам автоматически считаются гражданами РФ). Кадырова признали виновным в нарушении миграционного законодательства и паспортного режима. Якобы он как иностранный гражданин превысил срок пребывания в РФ – 90 дней.
– 26 января следователи провели многочасовой обыск на первом крымскотатарском телеканале ATR с последующим изъятием сервера с видеоархивом. Работа канала на некоторое время была заблокирована, так как на его территории находились около 50 вооруженных людей, вещание в аналоговом эфире отсутствовало.
Видео обыска
Обеспокоенные телезрители, собравшиеся в тот день возле телеканала, чтобы поддержать его, получили предупреждение от сотрудников правоохранительных органов: в том случае, если они не разойдутся, их ожидают административные штрафы в размере от 10 до 20 тысяч рублей за несанкционированное собрание.
События на канале вызвали международный резонанс: МИД Украины и Турции, представители ПАСЕ, ОБСЕ и другие организации осудили действия силовиков. При этом крымские власти и правоохранительные структуры объяснили визит правоохранителей необходимостью проведения следственных мероприятий.
"Следствие располагает информацией о наличии видеоматериала событий 26 февраля 2014 года (митинга сторонников Меджлиса и "Русского единства" возле парламента автономии, – ред.) в архиве телекомпании АТR. Эти видеозаписи имеют существенное доказательственное значение для расследования уголовного дела, однако представители указанной телекомпании отказались предоставить их по запросу следователя. В связи с этим в настоящее время в редакции проводятся обыски с целью обнаружения и изъятия видеозаписей событий 26 февраля 2014 года", – сообщили в пресс-службе Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Крым.
В неофициальных беседах сотрудники ATR жалуются, что обыск на канале может быть первым шагом на пути к закрытию крымскотатарского канала. Методы разные: от отключения сигнала вещания вплоть до отказа Роскомнадзора регистрировать СМИ в российском законодательном поле.
Комментарий замгендиректора ATR Лилия Буджуровой
– 28 января сотрудники правоохранительных органов задержали члена правления общественной организации "Себат" Сейдамета Гемеджи, подозреваемого в земельных махинациях. Ему была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей сроком на два месяца.
– 29 января силовики задержали заместителя главы Меджлиса Ахтема Чийгоза. Ему инкриминируют организацию и участие в массовых беспорядках под стенами крымского парламента 26 февраля 2014 года. Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 212 ("организация массовых беспорядков") УК РФ. Чийгозу избрали меру пресечения в виде содержания под стражей до 19 февраля. На следующий день в рамках расследования уголовного дела в доме замглавы Меджлиса в Бахчисарае был проведен обыск. Вчера россияне продлили арест Чийгоза до 19 мая.
Видео митинга с Чийгозом 26 февраля 2014
Комментарии во время обыска у Чийгоза
– 8 февраля Киевский райсуд Симферополя арестовал крымскотатарского активиста Эскендера Кантемирова, избрав ему меру пресечения в виде содержания под стражей на два месяца. Ему также инкриминируют участие в массовых беспорядках 26 февраля прошлого под стенами крымского парламента.
Активист крымскотатарского движения, глава Центральной избирательной комиссии Курултая Заир Смедляев связывает давление на соотечественников с тем, "крымскотатарское сообщество – это сообщество, которое в той или иной форме выступает против методов, которые применяют в России".
"Пытаются ломать через колено Меджлис, привлекают к ответственности участников национального движения, учителей, представителей духовенства. Часть обысков проводилась в мечетях, медресе, потом в домах крымских татар – только на основании того, что есть запрещенная литература. Людей сразу заносят в разряд потенциальных террористов", – говорит Смедляев журналисту LB.ua.
По его мнению, инициаторы давления на крымских татар также преследуют цель переформатировать Меджлис, сделав его пророссийским.
"От этой цели никто никогда не отказывался на противоположном Меджлису берегу. Попытки продолжаются – влиять на Курултай, Меджлис, поэтому наиболее не восприимчивых, неконтактных задерживают. Сегодня один из таких – Ахтем Чийгоз, который находится в местах лишения свободы", – добавляет Смедляев, который, к слову, 10 февраля побывал на допросе в управлении ФСБ в Крыму по "делу 3 мая".
Заместитель главы Меджлиса крымскотатарского народа Нариман Джелял считает, что с самого начала российских реалий на полуострове против крымскотатарских активистов предпринимались "действия, направленные на то, чтобы в целом крымские татары снизили свою гражданскую активность".
"Чтобы наиболее активные общественные объединения, в первую, Меджлис, не вздумали проявлять свое несогласие с происходящим. Поэтому была запущена машина: репрессии, преследования. Теперь эта ситуация раскручивается не особо в зависимости от главных ее инициаторов", – говорит для LB.ua Нариман Джелял.
Сейчас, по его мнению, наряду "с делом 3 мая", силовики активно раскручивают дело "26 февраля".
"Я не могу говорить о справедливости, потому что на митинге (26 февраля, – ред.) было, как минимум, две стороны – участников тех событий, но пока мы видим и слышим об арестах, задержаниях, допросах, только одной стороны – крымскотатарской. Я пока о привлечении к ответственности сторонников Сергея Аксенова и его тогдашней политической силы "Русского единства" не слышал. Еще больше вызывает вопрос о том, что эти события годичной давности", – объясняет замглавы Меджлиса.
Он полагает, что задержания крымскотатарских активистов продолжатся.
"Этот маховик будет раскручиваться. Я думаю, где-то власти, которые в какой-то мере инициировали эти мероприятия, даже не будут знать, что с этим делать, потому что правоохранительная система уже будет работать. Остановить ее можно только в ручном режиме. А остановить в ручном режиме, значит, продемонстрировать, что эта система работает в ручном режиме – получается замкнутый круг", – считает Джелял.
Через две недели 23 февраля Меджлис запланировал провести в Симферополе и Севастополе траурные митинги по случаю 97-й годовщины трагической гибели первого председателя Крымской народной республики, организатора первого Курултая, Муфтия мусульман Крыма, Польши, Белоруссии и Литвы Номана Челебиджихана. В органы власти подана соответствующая заявка, однако инициаторы сомневаются, что им разрешат провести намеченные мероприятия.