ГоловнаСуспільствоПодії

Траур у Криму з ОМОНом і вертольотами

Траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины депортации крымскотатарского народа стали своего рода моментом истины в отношениях местной (российской) власти и коренного народа полуострова.

Возложение цветов в парке Салгирка в Симферополе, у памятного знака. 18 мая.
Фото: Никита Громов
Возложение цветов в парке Салгирка в Симферополе, у памятного знака. 18 мая.

События, предшествовавшие трагической дате 18 мая, продемонстрировали, что нынешнее руководство республики избрало жесткую модель поведения в отношении репатриантов, не желая идти на уступки. В свою очередь, крымские татары показали, что остаются верны своим принципам, а в трудные минуты готовы, как и прежде, выступить единым фронтом.

Экстремисты рвутся на полуостров?

Для каждого крымского татарина, особенно старшего поколения, 18 мая – непростая страница жизни, наполненная горечью воспоминаний. В этот день в 1944 году началась операция по депортации крымских татар за "сотрудничество с оккупантами". Спустя двое суток из Крыма было выселено более 180 тысяч человек. По свидетельствам очевидцев и историков, по дороге в республики Средней Азии и на Урал погибли не меньше трети людей, хотя по официальным данным, якобы 191 человек. В конце 80-х началось массовое возвращение крымских татар на родину. Несмотря на то, что уже через несколько лет в Крым удалось вернуться большей части народа, последствия депортации помнят до сих пор в каждой крымскотатарской семье.

"Для крымских татар 18 мая – это неотъемлемая частичка их "Я". Мы живем горечью утрат, понесенных в 1944 году в ходе депортации", - рассказывал в прошлую пятницу на экстренной пресс-конференции глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров.

В тот день, 16 мая, стало известно, что глава не признанного Киевом крымского правительства Сергей Аксенов издал указ, запрещающий проведение каких-либо массовых мероприятий на территории полуострова до 6 июня. Одной из причин, как подчеркивается в указе, стали "события во многих городах юго-востока Украины", а также желание избежать "провокаций со стороны экстремистов, имеющих возможность проникнуть на территорию республики Крым".

Известие о запрете митинга всерьез всколыхнуло крымскую общественность. Не только крымские татары, но и представители других этносов полуострова недоумевали: "Как можно запретить собираться тем, кто желает почтить память предков на площади Ленина?". Именно здесь все предыдущие годы проходили всекрымские траурные митинги, собиравшие по 15-20 тысяч человек со всех уголков полуострова. Еще больше возмущений возникло после того, как стало известно о предложении властей провести памятные мероприятия в районе кладбища Абдал.

Справа - глава Меджлиса Рефат Чубаров
Фото: EPA/UPG
Справа - глава Меджлиса Рефат Чубаров

"23 года не было никакого искусственного нагнетания, никаких мнимых угроз и страхов. В этом году Меджлис и крымские "власти" своевременно начали работу и подготовку к мероприятиям. Мы разработали мероприятия, часть из которых уже состоялись, а часть - должны были состояться", – подчеркнул глава Меджлиса.

И все же какой-то компромисс обеим сторонам удалось найти менее чем за сутки до 18 мая, когда после длительных совещаний было принято решение провести траурный митинг в поселке компактного проживания крымских татар Ак-Мечеть, расположенном на окраине Симферополя. Здесь же в субботу вечером провели ставшую уже традиционной акцию "Зажги огонь огонек в своем сердце", которая ранее проходила на площади Ленина.

Военные вертолеты над Симферополем

Меры безопасности в день траура, предпринятые правоохранительными органами, были беспрецедентными. Еще в субботу площадь Ленина, рядом с которой располагается Совет министров Крыма, оцепили по периметру сотрудники российского спецподразделения ОМОН. Сюда подогнали грузовики Урал и несколько автозаков. Прилегающие к площади улицы были перекрыты, пешеходов на пропускали, а общественный транспорт не останавливался на близлежащих остановках. С утра и на протяжении всего дня над Симферополем кружили несколько военных вертолетов. Рядом с Совмином можно было увидеть БТР.

Жители Симферополя говорили, что не испытывают дискомфорта от предпринятых мер безопасности, наоборот, всячески поддерживают, боясь провокаций и столкновений

Причины перекрытия проспекта Кирова и улицы Севастопольской сотрудники правоохранительных органов не объясняли. Центр крымской столицы, словно, замер. В городе было непривычно мало машин и людей. Те же, кто вышел на центральные улицы, в беседе с корреспондентом LB.ua признавались, что не испытывают дискомфорта от предпринятых мер безопасности, наоборот, всячески поддерживают, боясь провокаций и столкновений. Кроме того, на подъездах к Симферополю находились работники Дорожно-патрульной службы с сотрудниками спецподразделения полиции на случай возникновения непредвиденной ситуации.

Военная техника возле Совета министров в центре Симферополя. 18 мая.
Фото: Никита Громов
Военная техника возле Совета министров в центре Симферополя. 18 мая.

В целом, измененный сценарий проведения траурных мероприятий отчасти напоминал те, что проводились в предыдущие годы: молебны в крымских мечетях, возложение цветов к памятным знакам, проведение акций в районных центрах и городах. На этот раз не было традиционных шествий пяти колонн по симферопольским улицам к месту проведения митинга, а также организованного подвоза людей в Симферополь из районов. Все желающие добирались в индивидуальном порядке: на общественном или личном транспорте, либо пешком – от центра до Ак-Мечети приблизительно 7-8 км. При этом не обошлось без мелких эксцессов. Так, группа крымских татар из 150 человек, направлявшаяся на митинг, была остановлена в центре Симферополя. Сотрудники полиции потребовали прекратить шествие, но после выяснения отношений сами же приняли решение сопровождать людей.

Несмотря на непогоду и многокилометровые пробки на дорогах, ведущих к Ак-Мечети, на митинг собрались, по разным оценкам, от 10 до 15 тысяч человек. Правда, организаторы утверждали о цифре вдвое большей, но это, скорее, стремление выдать желаемое за действительное. Тем не менее, если учесть, что в прошлые разы такое же количество людей собиралось на площади Ленина, когда был организован подвоз на автобусах и власти не чинили препятствий, а, напротив, содействовали, численность на вчерашнем митинге можно считать достижением главных организаторов – Меджлиса.

Ни одного российского триколора не было.

Собравшиеся, как и раньше, держали в руках плакаты с различными лозунгами и крымскотатарские флаги. Также среди митингующих был единственный мужчина с украинским флагом, который накануне стал неким героем, отстояв право находиться на акции с сине-желтым полотном, и молодой человек с флагом Чечни. При этом ни одного российского триколора не было. Еще одно отличие состояло в том, что на митинге прозвучал только крымскотатарский гимн, хотя все предыдущие годы его сопровождал украинский. Впрочем, в нынешних условиях, когда за исполнение "Ще не вмерла…" можно пострадать даже на украинской земле, как это было 9 мая в Донецке во время военного парада, в Симферополе никто не надеялся, что его исполнят.

Траурный митинг возле мечети в поселке компактного проживания крымских татар Ак-Мечеть под Симферополем. 18 мая
Фото: Никита Громов
Траурный митинг возле мечети в поселке компактного проживания крымских татар Ак-Мечеть под Симферополем. 18 мая

По традиции в начале митинга его участники совершили дуа (молебен) в память о жертвах депортации, затем перед собравшимися выступили представители Меджлиса и общественности. При этом обращение официальных должностных лиц не предполагалось. Из руководства республики был замечен вице-премьер правительства республики, бизнесмен, владелец крымскотатарского телеканала ATR Ленур Ислямов, правда, он даже не поднимался на импровизированную сцену. Вообще чиновники в этот раз обошлись только возложением цветов к памятникам жертвам депортации и участием в вечере-реквиеме.

Выступающие на митинге, которых было не так много, в основном, говорили о восстановлении прав на родной земле, призывали людей к сдержанности и не обращать внимания на провокации. Одна из них, как показалось многим, произошла во время мероприятия… в воздухе. Как только началась акция, над головами собравшихся стали барражировать военные вертолеты. В этот момент ведущий на сцене стал скандировать: "Ватан! Къырым! Миллет!" (в пер. с крымскотатарского - Родина! Крым! Нация!), участники дружно его поддержали. Когда вертолеты приблизились снова, часть собравшихся закричала: "Мус-та-фа!". Тем самым, они высказали поддержку лидеру крымскотатарского народа Мустафе Джемилеву, которому с недавних пор запрещен въезд на родину.

Видео с шествия в Джанкое

"Вы обратили внимание: как только мы начали митинг, нам его глушили военными вертолетами. Я хочу узнать, кто в этом государстве говорит неправду - или те, кто говорит о наших правах, и они находятся в Москве, или военные и спецслужбы, которые сегодня просто надругались над нашей памятью, над целым народом", - сказал журналистам после мероприятия Рефат Чубаров.

Молебен во время траурного митинга в Ак-Мечети. 18 мая.
Фото: Никита Громов
Молебен во время траурного митинга в Ак-Мечети. 18 мая.

Право на крымскотатарскую автономию

В резолюции, принятой по итогам митинга, участники заявили о неотъемлемом праве крымскотатарского народа на самоопределение на своей исторической территории – в Крыму - путем придания Республике Крым статуса национально-территориальной автономии. Также они потребовали восстановления исторических названий, подвергшихся изменению вследствие депортации крымскотатарского народа, принятия законов, гарантирующих эффективное представительство крымских татар, избираемых самими крымскими татарами, в органах законодательной и исполнительной власти Крыма, признания общенационального съезда крымскотатарского народа - Курултая и формируемых им органов национального самоуправления – Меджлиса, региональных и местных меджлисов, представительными органами коренного народа Крыма, немедленного прекращения дискриминации и репрессий по отношению к крымским татарам по политическим, национальным и религиозным мотивам.

Впрочем, уже сегодня Аксенов через свою пресс-службу поспешил опровергнуть заявления о наличии в республике дискриминации по национальному признаку, а также заявил, что кадровая политика в Крыму будет основана на принципе заслуг, а не на предоставлении национальных квот.

Отметим, что не все крымские татары положительно восприняли решение Меджлиса о проведении митинга на окраине Симферополя. Нашлись и те, кто не стал прислушиваться к призывам представительного органа, предприняв попытку все же попасть на площадь Ленина. Крымчанин Владлен Мельников – один из них.

"Я пришел к площади почтить память предков. Простояли с 12.00 до 15.00. Было еще человек 10. И спокойно стояли, - написал Мельников на своей странице в Facebook. - Была и провокация - человек, определенно крымскотатарской внешности и говора, предъявлял претензии к собравшимся, говорил, что мы мешаем ему жить, что мы марионетки Меджлиса, и что из-за таких как мы, ему плохо жить. Дальше чуть не началась потасовка, которую нам удалось задуть (человек толкал женщин пожилого возраста, и пытался развязать драку с молодым парнем) Люди в форме в это время просто стояли и смотрели...".

Позже, по словам Владлена, подошли люди с георгиевскими ленточками, "благодарили ОМОНовцев за спокойствие, которое они принесли". "Всех нас сняли на кино, люди в форме. Каждого конкретно. (Знаю, ибо опыт имею)", - отметил он. Крымчанин не скрывал своего возмущения по поводу митинг соотечественников на окраине Симферополя.

"Мы показали и доказали, что можно делать с нами что угодно! Показали и доказали... Забились на окраину...", - негодовал он.

Однако, опрошенные корреспондентом LB.ua участники митинга в Ак-Мечети, придерживаются иного мнения. Они считают, что власть своими действиями и отношением к крымским татарам только сплотила людей.

"Я горд, что являюсь крымским татарином, мы всегда будем помнить о жертвах депортации и никакие власти нам не запретят собираться на траурные митинги. Передайте Аксенову большую благодарность: он как никогда объединил крымскотатарский народ", - обратился с просьбой участник по имени Ибраим.

Никита Громов, специально для LB.ua из Крыма
LB.ua в соцмережах: