ГоловнаКультура

Раду Поклітару: "Це радянська байка, що митець має бути голодний"

Прошлым летом балетмейстер Раду Поклитару объявил о закрытии театра "Киев Модерн-балет" в связи с проблемами финансирования. Прошел год и театр не только не закрылся, но и представил в конце театрального сезона сразу две премьеры. Репертуар театра наряду с диптихом "Болеро" и "Дождь", спектаклями "Двое на качелях" и "Лебединое озеро. Современная версия" пополнился постановкой "Женщины в ре миноре" Раду Поклитару и первопрочтением балета А.Родина "Видение Розы" в постановке Алексея Бусько.

18 и 19 июня на сцене Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества с большим успехом прошли обе премьеры.

О "втором пришествии" "Киев Модерн-балета", новой постановке и украинской культуре Раду Поклитару рассказал в интервью LB.ua.

Фото: palindrome.lg.ua

Как вы оцениваете решение Минкульта перевести работников культуры на контрактную систему, а назначение руководителей на конкурсную основу?

Я впервые слышу об этом.Что касается назначения руководителей, то пока я столкнулся только с тем, что на конкурсной основе был выбран худрук Киевского муниципального театра оперы и балета, мой преемник Влад Троицкий.

Мне кажется, в этом ничего плохого нет. Творческий коллектив может иметь свое мнение. Больше того, они предоставляют свои программы. Другое дело – как потом добиться, чтобы программа того или иного кандидата выполнялась. Тоже самое и в политике. Этого невозможно добиться. Почитайте программу Януковича. Потрясающе.

Ждете ли вы каких-то существенных реформ в театрах?

Я ужасный пессимист касательно оценки скорого реформирования этой отрасли. Что-то мне подсказывает, что все, что касается культуры в этой стране, делается по остаточному принципу.

Именно это я сейчас наблюдаю. Да, я понимаю, возможно, сейчас время, которое не особенно способствует мыслям о культуре и театре. Все занимаются более насущными проблемами: это и антитеррористическая операция на юго-востоке, и проблема поставки газа. Но, поверьте мне, я в этой стране живу уже восемь лет и все это время культура – остаточный принцип. Дай бог, чтобы я ошибался, но я ужасный пессимист.

Все, что касается культуры в этой стране, делается по остаточному принципу

Фото: Корреспондент.net

Сейчас, когда руководство Минкульта изменилось, будете ли вы снова просить о предоставлении "Киев Модерн-балету" статуса национального или государственного театра?

Да, я собираюсь встречаться с Евгением Николаевичем (Нищуком - министром культуры - прим.) по этому поводу. И не только по этому. Но пока не удается. Сейчас я выпускаю премьеру - это очень трудоемкий процесс и занимает очень много времени, поэтому, к сожалению, не было возможности сделать это раньше. Вот сейчас после того, как закончится послепремьерная суета, я планирую встретиться с Евгением Николаевичем и обсудить все эти вопросы.

Я очень надеюсь, что молодой и адекватный министр культуры сможет взглянуть на эту ситуацию более позитивно, чем его предшественник, который реально забил на все и ничего не хотел делать.

Как сейчас обстоят дела с финансированием "Киев Модерн-балета"?

Финансирует "Киев Модерн-балет" киевский муниципалитет. У нас есть меценат, который совсем немножко доплачивает артистам ежемесячно. Это бизнесмен Андрей Демидов из Перми.

Спектакль <<Перекресток>>
Фото: kmbtheatre.kiev.ua
Спектакль <<Перекресток>>

Изменились ли для Вас условия работы в России в связи с политической ситуацией в Украине? Как проходила работа над постановкой на церемонии открытия Олимпиады в Сочи?

Нет, не изменились. Условия работы на Олимпиаде были благоприятные. Актеров для постановки я выбирал по принципу типажности. Человек должен соответствовать своему герою и быть звездой первой величины. Если мы говорим о главных героях – Наташе Ростовой, ее отце, Болконском, то это должны были быть звезды российских театров – Большого и Мариинского, конечно же. Роль Наташи Ростовой исполнила прима-балерина Большого театра Светлана Захарова, а князя Болконского сыграл премьер Мариинского театра – Данила Корсунцев.

Правда ли, что ранее наличие академического балетного образования не являлось необходимым условием для принятия в состав труппы?

Это и сейчас не является обязательным.

Почему так?

Потому, что есть талантливые люди, которые полностью соответствуют моим требованиям и при этом не имеют академического балетного образования. Новых актеров я подбирал в порядке кастинга, который состоял из двух частей. Это урок классического танца. По нему можно определить, знает ли человек движения классического танца или нет. И второе – это хореография, которую я им даю, некий экспромт. Они должны максимально близко ее воспроизвести.

Расскажите о новых актерах, которые пришли в труппу. Насколько легко они вписались в спектакли?

Я счастлив, что театр живет. Я думаю, что ребята, несмотря на то, что у них меньше опыта, чем у так называемых старичков, своим энтузиазмом, горением желанием, принесли новую кровь в труппу и это всегда хорошо.

Фото: Катя Куницкая

Можете ли вы кого-то выделить? Возможно, у вас появились новые звезды?

Никогда в жизни не выделяю звезд, потому что другие звезды обидятся.

Как воспринимают гастроли театра в Украине и за рубежом?

Очень трогательно. 9-10 мая мы были в Донецке и нам все сказали, что мы сумасшедшие, что туда едем. Очень было страшно ехать, потому что ехали на автобусе через все эти блокпосты, видели людей в балаклавах и с автоматами, которые останавливали нас, заходили в автобус, общались с артистами. Но прием донецких зрителей, которые истосковались в условиях фактически военного положения, их глаза, аплодисменты, стоили всех этих тревог и волнений. Донецкая публика плакала и аплодировала.

Я даже в конце взял микрофон и пообщался с залом, хотя очень редко это делаю, может, раз пять за всю историю театра, и сказал, что нам очень приятно стоять именно на донецкой сцене и понимать, что мы посланники мира из Киева, и что все будет хорошо.

С развитием "Киев Модерн-балета" изменилась ли его публика?

Я не мониторю состояние публики. Я считаю, что каждый человек, который работает в театре, должен оценивать не публику, а свою работу. Тогда и со зрителем будет все в порядке.

Давайте поговорим о вашем новом спектакле "Женщины в ре миноре", на премьере которого мы сейчас находимся. Какой был замысел?

Ранее я анонсировал во всех средствах массовой информации, что в конце сезона я выпущу балет на музыку Вольфганга Амадея Моцарта, потому что никогда в жизни этого не делал. Но, в конце концов, выиграл тендер Иоганн Себастьян Бах и его партитура. Его музыка – это моя большая любовь.

Сюжет я знал заранее, то есть я знал, что это будет очень простая история. В каком-то интервью я обмолвился, что вдохновением для меня стала пьеса Федерико Гарсиа Лорки "Дом Бернарда Альбы", и все сказали: этот спектакль - "Дом Бернарда Альбы". Но это совсем не он. Все, что есть общего у спектакля с пьесой, - это то, что там тоже очень много женщин и всего один мужчина.

Фото: Катя Куницкая

Ткань балета полифонична. Акцент был на музыкальности, в первую очередь. Сюжет пересказывать не буду, там не в нем дело.

Как проходила работа над женской драмой с актерами-мужчинами?

С ощущением какого-то всеобщего творческого единения и подъема. Самое трудное в этом балете – сама хореография, а женская это роль или какая-то другая – уже второстепенно.

Мне кажется, актеры кайфуют от того, что можно поиграть в другого человека. В этом есть суть актерской профессии, лицедейства, когда ты проживаешь жизнь другого. Причем, абсолютно неважно, женщина это, мужчина или зверушка.

В первом акте мы смотрим работу Алексея Бусько "Видения Розы". Удалось ли ему повторить успех своего учителя?

Я ему никакой не учитель, а просто старший товарищ и коллега. И это же не Олимпийские игры. Тут никто не приходит к финишу первым, нет баллов, секунд и так далее. Это искусство и это прекрасно. Алексею удалось сделать замечательный спектакль. И учитывая, что это его, если не ошибаюсь, третий балет, то динамика налицо. Если так и дальше пойдет, то его ждет блестящая карьера хореографа.

Раду Поклитару рядом с Алексеем Бусько(правее) во время пресс-конференции
Фото: Катя Куницкая
Раду Поклитару рядом с Алексеем Бусько(правее) во время пресс-конференции

Давайте будем работать по европейскому образцу – спокойно, сыто, довольно, в уютных теплых залах, с хорошими зарплатами и с новыми спектаклями

Продолжите ли вы традицию заканчивать театральный сезон премьерой? Каким вы видите "Киев Модерн-балет" завтра?

Не буду вам ничего обещать касательно премьеры. Я бы хотел, чтобы театр развивался не скачкообразно, а предсказуемо. Знаете, ничего плохого в спокойном благополучном течении творческой жизни нет.

Это советская байка о том, что художник должен быть голодный, ободранный, нервный и издерганный. Нет, давайте будем работать по европейскому образцу – спокойно, сыто, довольно, в уютных теплых залах, с хорошими зарплатами и с новыми спектаклями, поставленными не за свой счет, а за счет государства, которое потом этим театральным щитом защищается от обвинений в том, что Украина – это не театральная страна.

Катя КуницькаКатя Куницька, Журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram