“Румянец на щеках чахотной девки”, - любит повторять один мой знакомый, когда видит очередной едкий комментарий отечественного или европейского эксперта. Недавно в медиа начали тиражировать крайне грубую (по дипломатическим параметрам) реакцию Китая на понижение кредитного авторитета Штатов кредитным рейтинговым агентством Standard & Poor’s. Через государственную новостную контору Xinhua, страна порекомендовала Америке спуститься на землю с Олимпа супер-государства, вылечиться от “долговой зависимости”, а также с нескрываемым сарказмом добавила: “Китай, самый большой кредитор единственной супердержавы, теперь имеет полное право требовать от Соединенных Штатов решить структурные долговые проблемы и обезопасить долларовые резервы Китая”.
Вот как это возмущение транслировали китайские новости:
А так реагировали глобальные медиа:
Ну и восточноевропейские каналы, с их злорадной сенсационностью:
Но не только в Восточной Европе воодушевились такой “храбростью” китайцев. В британской Guardian даже сказали, что “такие моменты отмечают падение империй”. На самом же деле такие моменты отмечают лишь буйство популистского лицемерия в разгар тяжелых времен. Ну и еще увлеченность многих медиа скандальными заголовками.
Да, без сомнения, претензии Китая формально вполне обоснованы. И долги многих ведущих стран мира, в том числе США, действительно угрожают накрыть всех нас второй волной рецессии. Однако давайте сделаем лишь шаг в сторону, и глянем на картину с иного ракурса. Ведь проблема не в американских долгах, а в том что их породило. А это глобальные торговые перекосы. А в их эпицентре - китайские манипуляции с целью удерживать низкие цены на свои товары для европейского и американского покупателя.
Как это работает? Китай годами в колоссальных объемах скупает облигации Казначейства США, проще говоря, тот же американский долг. Таким образом, делая доллар дороже своего юаня. А это выливается в более дорогие американские товары для китайцев и более дешевые китайские - для американцев. Представьте себе ворота в Китай для импортных товаров “made in USA”, которые постоянно сужаются. И аналогичные ворота в Штатах для товаров “made in China”, которые не только растут в размере, но еще и множатся.
В то время как американцы покупают все больше китайского сверх нормы, самих китайцев “отцы нации” держат в “черном потребительском теле”. Тамошнее правительство запрещает свободный оборот долларов - покупать что-либо можно только за жестко контролируемый юань. Поэтому несмотря на экономический бум, в стране продолжает падать потребление. Факт, который мог бы вызвать нервный тик у любого классического экономиста. В это же время, сидя на долларовых запасах, Китай из года в год провоцирует падение их стоимости. Если они не в обороте, они обесцениваются.
Вся эта ситуация годами “вдавливает” в пол процентные ставки в американских банках. Вот почему до кризиса американцы столько тратились, не откладывая. Смысл экономить, если банки не предлагают больших процентов на вклады, а кредитные проценты такие низкие? Так выглядит одна из причин, которая спровоцировала сумасшедший рост американского внешнего долга. Более того, аналогичным образом такая манипулятивная схема бьет по всем торговым партнерам Китая.
Вот оно - бревно в глазу критикующего.
Отказаться от этих манипуляций китайцев уговаривают и Штаты, и МВФ, и Всемирный Банк уже не первый год. Не говоря уже о многих ведущих экономистах планеты. Некоторые из них считают этот глобальный торговый перекос причиной даже Большой Рецессии в 2007-м. Но сегодня требований прекратить китайские валютные манипуляции как никогда много. Ведь, отпусти Китай цену своего юаня - внешние долги многих “проблемных” стран сократились бы. Более того, китайцы стали бы больше покупать, от чего могут выиграть “забуксовавшие” европейцы и американцы, нуждающиеся в клиентах на свои товары. Да и в самом Китае могли бы перестать нервничать из-за обесценивания своих гигантских долларовых запасов.
Шансов, что благодаря этим действиям со стороны Китая мир может обойти новую фазу экономического кризиса, мало. Ведь этим структурных проблем нереформированной глобальной финансовой системы не решишь. Но расширить поле для критически необходимых маневров это точно поможет.