ГоловнаКультура

Возможность реализовать себя в чужой стране не должна быть связана с комплексом неполноценности - мнение

Большинство современных студентов владеет иностранными языками и одобряет образование заграницей – такой вывод сделали эксперты Института Горшенина по итогам годовой программы международных социологических исследований «Студенты – образ будущего».

Возможность реализовать себя в чужой стране не должна быть связана с комплексом неполноценности - мнение
Фото: Макс Левин

У украинских студентов в арсенале иностранных языков имеются русский (94,8%), английский (86,0%) и немецкий (23,7%), а также польский (13,4%) и французский (11,9%).

Россияне в большинстве своем владеют английским (83,6%), немецким (16,0%) и французским (8,2%).

Польша – явный англоязычный лидер (93,1%), на втором месте здесь – немецкий язык (62,7%), на третьем – русский (27,2%).

А вот в Казахстане картина очень разнообразна – первенство здесь тоже принадлежит английскому языку (64,3%), 13,9% молодёжи освоили другие иностранные языки, каждый десятый (10,9%) никаким иностранным языком не владеет, а немецким и французским казахские студенты владеют поровну – по 7,9% респондентов.

Примечательно, что, обдумывая, в какой из стран они хотели бы учиться, молодые люди разошлись во мнениях. Украинцы отдали несомненное лидерство Великобритании (45,9%), отводя второе место США (23,8%), а третье – родной стране (15,5%). Более четверти россиян (27,7%) патриотично предпочли отечественное образование, почти каждый пятый (19,9%) учился бы в Казахстане, а 18,2% студентов – в Великобритании.

Казахи безоговорочно вручили «золото» Великобритании (41,8%), более четверти студентов предпочли бы США (26,4%), а 12,5% назвали другие страны.

Польская молодёжь оказалась наиболее патриотичной и отечественные ВУЗы здесь предпочли около трети респондентов (34,1%), с небольшим отрывом «серебро» досталось Великобритании (32,4%), а «бронза» перешла к США (19,8%).

Комментируя результаты исследования, Директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин счёл достаточно позитивным тот факт, что современная молодёжь в своём большинстве владеет иностранными языками.

«Вполне естественно, что английский язык – язык международного общения, и здесь это очевидно проявилось, особенно среди украинцев и россиян. Еще осталась в Польше четверть владеющих русским языком, и это мне, как россиянину, важно отметить. Не окончательно разорвалось то, что называлось «соцлагерем», и тут есть момент, касающийся возможности оценивать русский язык как язык межнационального общения на пространстве бывшего Советского союза. Это же мы не пожилых людей опрашиваем, а студентов, у которых произошла социализация после распада СССР. Это высокий процент, что позволяет оценивать позитивные перспективы русского языка как возможного в международном общении», - сказал он.

Владимир Собкин также отметил, что современные студенты имеют достаточно высокие ожидания от образования в другом государстве.

«Неожиданна ориентация на Великобританию – у Украины и у Польши. В целом же мы видим, что достаточно высоки ожидания и стремления к образовательной и профессиональной активности у современных студентов в другой стране. Я бы вспомнил А.С. Пушкина, который написал: «Два чувства с детства близки нам – в них обретает сердце пищу – любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Вот «два чувства дивно близки нам» – это очень важный момент космополитизма и ощущения родины, родного пепелища, о чем пишет великий поэт. Потому что переезды в другие страны, возможность там жить, работать, реализоваться не должна, мне кажется, быть связана с комплексами неполноценности, разрывом с этим родным пепелищем и чувством Родины», - заключил академик.

Международное социологическое исследование «Студенты – образ будущего» проводилось Институтом Горшенина с октября 2010 года по март 2011 года. Всего согласно случайной выборке было опрошено 5 155 студентов в 22 высших учебных заведениях четырех стран: Украины, России, Польши, Казахстана. В полном объеме данное исследование можно найти на официальном сайте Института Горшенина: http://institute.gorshenin.ua/.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram