ГоловнаКультура

Клаббинг в Украине: ни бюджетов, ни терпимости

Почему публика перестала ходить в клубы? Как ее вернуть на танцпол? Оправдана ли борьба "за правильную музыку"?

Клаббинг в Украине: ни бюджетов, ни терпимости

Обсудить эти вопросы в малом зале клуба Xlib в рамках круглого стола для LB.ua собрались: Andrew Move — диджей, идейный лидер Xlib club, основатель лейбла Moverec; дуэт ZHIGULI — Слава и Боря, знатоки и коллекторы старого хауса, диджеи, промоутеры; Minikin — вторая половина культурно-социального проекта KIEVBASS; Johnny Larrkin — постоянный автор блога/интернет лейбла Wicked Bass; Stas Twee — участник диджей-дуо Ginger Duet; промоутер, автор блога Twee Disco; Pavel Plastikk — диджей, знатный коллектор винила, создатель серии вечеринок LOW.

Филипп Маркович: Стасу, как одному из высказавшихся за проведение этой встречи по поводу клубов, предоставляется первое слово.

Украина, как государство, моложе многих европейских клубов

— Pavel Plastikk

Stas Twee: В прошлый раз мы выяснили, что проблемы перепроизводства музыки нет. Проблема была — в правильном выборе. И сейчас, по-моему, проблемы нет. Есть проблема с продвижением вечеринки. Бывает привозишь кого-нибудь, а никто не приходит. Люди не знают. Если это проблема со стороны организаторов, то их можно понять — зачем париться, если можно привезти попсу... Стоит, конечно, понимать, что попса бывает разная. А пока Сезон начался и каждые выходные клубы кишат людьми. Их становится больше. Пиара побольше надо...

Pavel Plastikk: Я наблюдаю за клубной жизнью Киева последние лет восемь. Вернее, за ее отсутствием. Ничего глобального не происходит. Ее уровень и качество не повышается. К сожалению, у нас отсутствуют бары, где можно делать ненапряжные вечеринки с качественной музыкой. Наши бизнесмены не знают, как заработать на баре с бесплатным входом. Если бы у нас было как в Европе, это решило бы много проблем, в том числе и открытие маленьких клубов, баров, и с альтернативной музыкой, и прочих.

Все фото: Максим Чатский

В Киеве 4,5 млн жителей. У нас есть "Crystal hall", "Mantra", "Ikon Bar", "Sky Art Cafe", пустой "Home", "Синема", "Xlib"... может кого забыл.. "Форсаж", "Саксон".

И если добавить еще остальные клубы, Дворец спорта с рейвом Ван Бюрена, то наберется всего лишь до 7-8 тыс активной публики. Это очень мало.

Упомянутый "пиар" должен лежать больше в плоскости сознания людей, воспитания молодежи и музыкально, и культурно, и духовно.

В Киеве 4,5 млн жителей. Аудитория всех клубов - до 7-8 тыс активной публики. Это очень мало

— Pavel Plastikk

Клубы — это не плохо, это не насилие, не наркотики, как это часто представляется в общественном сознании — это, в том числе, полезные вещи, общение. Потому я считаю, что поднятая проблема — глобальная. Если откроется 20-30 клубов, пусть половина формата "Форсажа", несколько "Хлеба" или "Crystal Hall", тогда можно говорить предметно. А пока нужно решать проблему на уровне глобальном.

Филипп: Не готова аудитория?

Pavel Plastikk: Возможно. Но есть обратная сторона — если не будет энтузиастов, тогда точно ничего не получится. Спасибо всем, кто что-то делает в городе, и кто ходит на вечеринки.

Slava Lepsheev: А если предположить, что в Луганске есть энтузиасты. Но чтобы они не делали, это ничего не даст.

Minikin: Не будем углубляться...

Slava Lepsheev: Прошу прощения, что привел в качестве примера Луганск, но там нет смысла что-либо делать. Люди, которые там живут, никогда не поймут...

Филипп: Они поймут другое...

Slava Lepsheev: В Луганске просто меньше людей. А так — обычное процентное соотношение. Мы в Мариуполе играли — и там было весело.

Pavel Plastikk: Лучшая диско-вечеринка была в Мариуполе.

Minikin: Если бы в Мариуполе не было одного всем известного энтузиаста, то не было бы ничего, ни вечеринок, ни публики. Убрать этого парня из города Мариуполь, и ничего там не останется.

Pavel Plastikk: Его плюс, его козырь — то, что Мариуполь маленький город.

Конечно, хочется чтобы приходили только модели, самые красивые, но на практике — если у тебя пустой клуб, то хочется хоть с улицы затаскивать

— Boris Fornetti

Филипп: Говоря о воспитании публики, нужно обратиться к Minikin’у, на прошлой встрече его напарник по проекту Kievbass Valta сказал, что ему кровью и потом удается привлекать людей, заражать их вирусом дабстепа. Это пример, когда 2 энтузиаста воспитали аудиторию.

Minikin: Не знаю.. Я читал, что Вова (Valta) говорил. Могу согласиться со многими вещами. Даже не проблема, что воспитали или нет. Тут глобальнее проблема — люди не интересуются ничем.

Stas Twee: Люди не интересуются, не знают, что такое есть, они не пробовали...

Boris Fornetti: Есть много людей, которые сидят дома, и которые обставят нас в части знания аудио-новинок.

Minikin: Какое тебе до них дело? Они сидят дома. Как эта музыка называется — их мало интересует. Они слушают дома музыку из ВКонтакте.

Pavel Plastikk: На наших дорогах больше всего иномарок. Но если посчитать, кто ходит пешком, то другая пропорция будет. Людей, которых не интересует музыка, или для которых она служит фоном, больше, чем людей, которые интересуются ею в рамках, например, русской попсы.

Boris Fornetti: Интересующихся — много.

Minikin: Примерно, как число, которое озвучил Паша.

Филипп: А почему эти люди не приходят на мероприятия?

Boris Fornetti: Посмотри, что происходит в городе: немного событий, и ты удивляешься — какой мне смысл идти. Если я не был — посмотрел фото и не очень понравилось. Могу зайти на портал, скачать микс.

Minikin: Тогда трудно спорить.

Boris Fornetti: Это реальное положение вещей.

Minikin: Тогда что-то менять надо.

Boris Fornetti: Мы не можем все изменить. Надо делать маленькие шаги. Нет универсального способа, чтобы раз — и все изменилось.

Филипп: Кризис повлиял?

Andrew Move: Очень повлиял.

Stas Twee: Проблема клуба "Home" типична: неудачный пиар. Была вечеринка "Электро осень" я привез туда Marina Gasolina мне обещали аудиторию, пиар — в итоге ноль и того, и того. Вечеринка "Электро-осень" собирала много лет подряд приличное количество публики, но в этот раз публика не приехала туда.

Johny Larrkin: По поводу аудитории. Если люди идут на "место", то они идут не на "музыку". А просто — снимать девушек, покрасоваться. Тем не менее, есть тот же "Хлеб". Все-таки сюда люди идут потому, что знают и понимают, кто и что будет играть.

Slava Lepsheev: Я бы поспорил. Есть люди, которые знают, что в "Форсаже" будет играть Армин... ван... Бюрен.

Johny Larrkin: Это клуб, расположенный вплотную к студгородку.

Andrew Move: С этого я бы и начал.

Для самой классной аудитории в Киеве нет места

— Stas Twee

Slava Lepsheev: Мои одноклассники знают, что в клубе будет выступать Армин ван Бюрен, и они туда идут. А здесь привозят Билла Брюстера, играют 5 диджеев и приходит 5 их друзей. Это музыкальный момент.

Stas Twee: Опять же, если массам рассказать, кто такой Билл Брюстер, все будет по-другому. Я когда лет 7 назад работал официантом в "Опиуме", то понятия не имел о диджеях, которых привозили. Но получал флаер, а там было все расписано — кто они, что они. Стал интересоваться. Вот так воспитывалась аудитория. Изначально никто ничего не знает.

Slava Lepsheev: То есть, дело в промоушне?

Филипп: Так кризис отразился или нет?

Slava Lepsheev: Конечно. У людей нет денег.

Stas Twee: Сейчас, слава богу, появились. Показательно то, что за пару месяцев в Киев привозили 10-15 интересных артистов. Иностранных. В прошлом году все ограничивалось Москвой, а когда кризис бабахнул, то вообще было невыгодно возить.

Boris Fornetti: Были и в 2009-м иностранные артисты, но финансово это было неоправданно.

Филипп: Kievbass никогда не отказывал себе в удовольствии привезти заграничного диджея.

Minikin: Это никогда не было выгодно.

Stas Twee: Хорошо. Откуда в Киеве, в Украине люди узнают об электронной музыке?

Boris Fornetti: Бывают взлеты и падения. Промоушн одинаковый — и там, и там текст одинаковый, а люди ходят по-разному.

Stas Twee: Нельзя сравнивать текст с промоушном. Я начал с того, откуда люди узнавали, когда не было соответствующих каналов коммуникации? Был журнал "Афиша". Я взахлеб в свое время читал "Поп-агент". Сейчас все как-то рассеялось, Facebook, и все, точка. Все остальное — дополнительные рычаги.

Вопрос публики: Аудитория "Форсажа" пользуется Фейсбуком?

Stas Twee: Она слушает "Kiss FM". Это другая аудитория. Им пофиг. Они не стремятся просвещаться.

Филипп: То есть, то что мы назвали борьбой за правильную музыку, у них это не происходит?

Stas Twee: У них аудитория — студенты. Им надо фигачилово, и им его дают.

Pavel Plastikk: Это радиовариант ВКонтакте?

Stas Twee: Да, синонимично. Меня всегда поражал промоушн во ВКонтакте. Но у меня он никогда не получался.

Pavel Plastikk: А Minikin мне кое-что рассказывал о ВКонтакте...

Minikin: Не выдавай! (Смех) Иногда бывает так, что люди пишут друг другу вконтакте, что узнали о существовании Kievbass и о том, что они устраивают дабстеп вечеринки уже четыре года. Но при этом у этих людей нет аккаунта на Фейсбуке, или Твиттере. Эти аудитории не сильно пересекаются. Аккаунт ВКонтакте есть у многих, и этот инструмент работает.

Вопрос публики: Работает - по захвату чужой или своей аудитории?

Minikin: Аудитории не пересекаются. "Чужие" люди никогда не приходят, например, на вечеринки в «Хлеб».

Johny Larrkin: А вы согласны слушать то, что играет в других клубах, и зарабатывать на этом? Кого это устраивает?

Stas Twee: Я лучше буду русскую попсу играть...

Johny Larrkin: Вот сразу идет личное мнение... Одно дело играть старое детройтское техно. Играть то, что людям нужно — дробилово и им без разницы нюансы.

Stas Twee: Студенты...

Комментарий публики: "Форсаж" по общагам продвигается. 20 общежитий, берут людей и те обходят комнаты.

Stas Twee: Я не слышал о таком.

Minikin: Это всюду в мире так работает.

Реплика из аудитории: В каждой комнате живут 4 человека. Если хотя бы один пойдет из каждой комнаты, то уже наберется немало людей. А там и другие подтянутся.

Реплика из аудитории: А еще в общежитии есть те, кто только приехал в Киев. "Чистые люди".

Johny Larrkin: А готовы ли вы принять людей, которые придут к вам из других клубов? Вот представьте "Хлеб". Приходят люди, в кирзаках, кофтах...

Реплика из аудитории: Так они обычно и сидят здесь. И завсегдатаи смеются.

Stas Twee: Да никто не смеется...

Johny Larrkin: Так готовы ли?

Pavel Plastikk: Да всем пофиг.

Boris Fornetti: Конечно, хочется чтобы приходили только модели, самые красивые, но на практике — если у тебя пустой клуб, то хочется хоть с улицы затаскивать. Если человек не классно выглядит, но ведет себя вменяемо...

Johny Larrkin: Основное требование — вменяемость.

Филипп: В чем успех "Хлеба"?

Andrew Move: Успех в людях, которые работают со своей аудиторией, развивают свои бренды, проводят ивенты. Я лично не в состоянии понять, что чувствуют люди, которые ходят на вечеринки "Жигулей" или на LOW Паши, или даже на дабстеп вечеринки. Но есть некий фанатизм, и некое поколение, которое чувствует механизм и работы с аудиториями. Поэтому сработало то, что собрались именно эти люди, а также время запуска, открытость, может какие-то скидки на звук, качество охранников, которые были в свое время архивеселыми.

Тут много компонентов, которые повлияли. Одна из составляющих успеха — некоторое собрание людей, которые работают над своими брендами. Ни один арт-директор не может работать со всей аудиторией сразу, и он не может покрывать всю аудиторию, каким бы он ни был образованным.

Johny Larrkin: Люди которые приходя сюда их можно сразу записать в отдельную касту именно этот имидж они считают себя отдельной массовкой играет ли это какую то роль что здесь находится одна и та же аудитория?

Minikin: Она разная.

Andrew Move: Сплоченная аудитория недолго продержалась в "Хлебе" — полтора года. Это естественный процесс. Надо исходить из того времени, докризисного, когда был визуальный эффект экономического подъема в стране, и такие проекты были перспективны. Потом грянул кризис. Кто-то не смог ходить по финансовым причинам, кто-то перешел в другой формат, уехал в другой город. Нельзя строить бизнес-план из расчета на одну аудиторию. Она обновится.

Филипп: Есть ли у нас неохваченная публика?

Stas Twee: Она ходит в "Водка бар", "Патипа". Это клубы для народа. Там есть электронная музыка.

Филипп: Но она охвачена.

Stas Twee: Я могу сказать, что ее больше, чем та, за которую мы боремся. Их большинство, они услышали, что им подарят праздник. И они идут в клуб.

Филипп: То есть, это феномен светскости — ты ходишь в определенный день, тебе там предлагают программу?

Stas Twee: Светскость — это в другие клубы.

Pavel Plastikk: Возвращаясь к дабстепу. Достаточно пяти секунд, чтобы найти, где в Киеве его играют.

Slava Lepsheev: Но есть люди, которые слушают индитронику и им некуда пойти.

Страна третьего мира — это страна третьего мира. Если смотреть на Украину, и что происходит в экономике, то, может быть, станет понятно и по распределению бюджетов на ивенты и фестивали

— Andrew Move

Филипп: Было такое странное заведение, "Прайм" на Кудрявском спуске. Там играли. Или вот пример — шумовая музыка и экспериментальная электроника. Были энтузиасты в лице Kvitnu Records и Nexsound, был ежегодный фестиваль Детали звука. Выросла целая когорта местных артистов на наших хлебах. Потом их раскидало по миру, и их аудитория разошлась. А вот теперь они решили отпраздновать пятилетие тех событий. Народ, который ходил к ним, стал шушукаться: смотрите, вернулись. Что делала эта аудитория последние несколько лет, когда ничего на их сцене не происходило?

Minikin: Кто-то сидел дома. Многие ходили к нам.

Pavel Plastikk: Если они открыты к чему-либо, то они и дальше будут ходить.

Johny Larrkin: Паша говорил, у нас не хватает мест, где проводились бы «званые утренники»: просто музыка, не на всю ночь, чтобы люди могли пообщаться, приобщиться. Но вопрос чисто финансовый — кто согласиться на это из организаторов?

Филипп: К вопросу о публике, которая просто приходит провести вечер. У нас был пример бара "Короли и капуста", где было то, о чем мы говорим, и который загнулся. Попытки создать что-то подобное, как видим, пока не имеют успеха. Причина в том, что не было нужного времени и нужного места? Почему пример "Королей" не стал заразительным?

Pavel Plastikk: Конкуренция нужна на этапе зарождения. Если б в то же время открылось 2-3 похожих бара — тогда бы и этот зашевелился, и другие. А если есть продукт, он начинает работать, в него вкладываются усилия, но если нет конкурирующего продукта, то все расслабляются. А посетителям либо надоедает, либо открывается похожее заведение с теми же диджеями, и все идут туда, потому что там новое, там интереснее.

Вопрос из аудитории: Вопрос Андрею. Возвращаясь к коммуникации. Есть ли реклама "Хлеба" на радио?

Andrew Move: Мы особо никогда не ставили акцент на радиорекламе. До старта у нас были планы подключения радио. Но к моменту запуска мы поняли, что это не интересно. Для масс — да. Но наш клуб — продукт не массовый. И, то что вспоминает Фил, я иногда подключаю — могу взять артиста-гостя и поехать с ним на эфир и отдать его на растерзание медиа, но для нас это не основная линия донесения информации до аудитории. Образно, сейчас есть МТВ, и журнал ТОП-10. И все. Раньше была пресса, еженедельники. Мы плотно появлялись в них и за счет ивентов, артистов.

Филипп: Обречено ли открытие практически любого клуба сейчас на провал?

Stas Twee: Оно может быть и заведомо обречено на успех. Главное, кто занимается и что делает, чтобы выбрать аудиторию и правильно работать, отталкиваясь от этого понимать, какую музыку ты должен давать. И там должно быть лучше, чем в других местах. Самая классная аудитория... Для нее нет места в Киеве.

Andrew Move: Идеала не существует.

Stas Twee: Приблизиться к нему никто не может. Хлеб хорош, но есть куча народу, которые не могут находиться в подвале.

Andrew Move: Это факт.

Не хватает простого элементарного энтузиазма среди людей, кто ходит и делает

— Pavel Plastikk

Филипп: Влад Азаров на прошлом мероприятии говорил, что если клуб — интересный по интерьеру, с интересными людьми — открывается в промзоне Куреневки, то никто не придет туда. Если публика довольно лениво доезжает до клуба Home на левом берегу.

Pavel Plastikk: Я бы не стал приводит пример клуба "Home". Это пример неудачного предприятия. Исходя из практики европейского города, людям не важно место, важно, что там происходит, кто туда ходит, кого ты там встретишь, какая там музыка. Нужен капитал и готовность хозяев вкладывать деньги в новое и интересное. Тогда это принесет результат. Мосты, река и пробки — не проблема.

Филипп: У нас есть пример вечеринок "Побойся Бога" в формате pop-up — один раз в Киевской крепости, в другой раз вечеринка была на круизном кораблике. Публика согласна и готова ходить на подобные мероприятия...

Slava Lepsheev: Это было ново. Мы их делали для людей. Все было мегадемократично.

Филипп: Публика может чураться отдаленных мест…

Boris Fornetti: А если бы "Хлеб" закрылся, но появилось бы что-нибудь похожее на Куреневке? Пошли бы туда люди?

Andrew Move: Да, но клуб продержался бы полгода. К сожалению, как ни крути, в Киеве важный фактор локации клуба. Можно делать даже на Троещине, но тогда в бюджет надо закладывать расходы изменение сознания людей, что там, на Троещине, тоже можеть быть круто.

Мы очертили цифру 7 тысяч публики. Пусть 14 тысяч Это если возьмем статистку транс-инветов. Но что это за люди? Половина из них — студенты.

Не стоит исключать, что человек подвержен категории "в центре — круто". Тусовка за ночь несколько мест обходит. Им неудобно будет потом ехать на край города. Чтобы их подбить на это, надо чем-то заинтересовать.

А на это нужен бюджет. Нужно будет привозить артистов одного класса, нельзя будет варьировать.

И это надо будет делать постоянно, чтобы поменять сознание людей. Еще необходимо учитывать, что постсоветская тусовка очень специфическая, тем более в танцевальной сфере. У нас не было дискодив. Были "Сябры" и все. Умение тусоваться и отдыхать не передавалось поколениям с кровью.

Филипп: Сколько лет должно пройти?

Pavel Plastikk: Надеемся это застать.

Филипп: А стоит ли борьба свеч?

Andrew Move: Нужно рассматривать клубный бизнес в связи с экономикой. Если посмотреть на экономику Украины, то можно понять, что будет с бизнесом и клубами...

Филипп: И какие перспективы?

Andrew Move: Это другой вопрос. Вы воспитаете какой-то круг аудитории, но все 7 тыс не покроете. Есть медиапорталы, которые ориентированы только на рекламодателя и им неважно, какой формат музыки, культуры вы пропагандируете.

Boris Fornetti: А я верю, что люди иногда заходят на сайты, вроде Look at me почитать про новую музыку или новую модель, вечеринки.

Andrew Move: Их становится больше, но не в той пропорции: те, кто читают пургу ВКонтакте, их больше, и они размножаются.

Pavel Plastikk: Украина, как государство, моложе многих европейских клубов. Как можно воспитать людей и построить клубную экономику?

Филипп: Хотелось бы проиллюстрировать на примере поездки в Днепропетровск.

Вот есть город "А" — где аудитория, разделена на довольную и недовольную публику, на довольных и недовольных организаторов. И есть город "Б", с меньшим населением, где тишь да гладь.

Мы туда приехали, и чем все закончилось? Часть людей не пускали.

Мы выступали в прекрасном месте под названием "Квартира", которого не хватает Киеву, — отдельный двухэтажный дом, отведенный под арт-центр. Там проводят выставки, лайв выступления. И мы — едва не в числе первых, кто сделал там мероприятие "дискотечное".

Жители Днепропетровска пришли в невероятном количестве, но публика, как оказалось, не отсеянная. Пришли и мужички лет под 45, с животами и бородами, в тоненьких шарфиках, пили глинтвейн. Они наверное привыкли на выставки ходить туда. А были и 15-летние, а так же бывшая тусовка хардкорщиков, которые косили под хипстеров, танцевали странный брейкданс.

Johny Larrkin: Это не считаю того, что на баре творилось. Там люди гениталии показывали.

Филипп: А потом алкоголь закончился в половине первого — он был маленький и не готов к такому наплыву. В итоге люди оказались в состоянии "перенедопил", и стали таскать его с улицы.

Я привел пример дефолтный. То есть, присутствует неокученная почва, но даже тому, кто возьмется там что-либо делать первым, то с первого раза не получится.

Pavel Plastikk: А если в Киеве отдать ПинчукАртЦентр на растерзание?

Филипп: В "Пинчуке" и без того есть "Sky Art Cafe". Там же проводят вечеринки. Но растерзания там не происходит — там есть рамки и публика околоартовская и клубная — они не соприкасаются. Панацеи нет. Каждый промоутер может иметь свое мнение.

Boris Fornetti: В Киеве все хотят открыть "Студию 54", но никто не хочет барчик на 30 мест, где диджей может не предполагаться изначально, но потом появится, и чтобы было весело, как это часто бывает в Питере.

Филипп: Не хватает "промежуточных" заведений.

Pavel Plastikk: Мне не хватает простого элементарного энтузиазма среди людей, кто ходит и делает. Снобизм необоснованный есть также банальнейшая причина средний класс вернее его отсутствие бары — Отсутствие барной культуры. И еще причина — недостаточный промоушн. Для такого большого города иметь 7-14 тыс клабберов, это смешно.

Stas Twee: Могу добавить, что для хорошего проведения вечеринки не хватает бизнес-образования.

Andrew Move: Надо более глобально смотреть. Бюджеты на ивенты и фестивали заходят через украинские представительства крупных брендов, которые распределяют средства исходя из своей политики по всему миру. Существует концепция развития бренда по государствам. Поэтому, страна третьего мира — это страна третьего мира. Это не пессимистическое высказывание, но если смотреть на Украину, и что происходит в экономике, то, может быть, станет понятно и по распределению бюджетов на ивенты.

Филипп: Делаем резюме — не хватает сознательных энтузиастов.

Andrew Move: Не хватает терпимости. Она — двигатель прогресса и открывает новые рамки развития людей, общества. А когда ее нет, то нет и прогресса.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram