ГоловнаЕкономікаБізнес
Спецтема
Коррупция - СТОП!

Украина: «Именем «РосУкрЭнерго»…»

У Виктора Януковича появился шанс «не словом, а ділом» подтвердить, что он усадит за решетку любого из „своих“, кто позволит себе заступить за черту закона. Но почему-то нас одолевают большие сомнения, и вряд ли Виктор Федорович продемонстрирует неизбирательность в применении закона в данном конкретном случае. Почему? Да потому что речь идет о той самой афере века — о „РосУкрЭнерго“.

Украина: «Именем «РосУкрЭнерго»…»
Фото: www.politika.org.ua

Имеющиеся в распоряжении редакции "Зеркала недели. Украина" документы позволяют утверждать, что на завершающем этапе возврата Дмитрию Фирташу 12,1 млрд. кубометров природного газа Украину и всех ее граждан обворовали, а законы при этом нарушали с таким цинизмом, что ни один следователь-„васюник“ из ГПУ, пока В.Янукович на Банковой, не осмелится вести это дело. Скорее уволится, даже без пенсии, или скажется больным-инвалидом. Найдет любые причины, лишь бы не сойти с ума (если есть мораль и ответственность) либо не загреметь на многие годы за решетку. Примерно так действовали таможенники, которым в добровольно-принудительном порядке предлагали оформить передачу газа компании „РосУкрЭнерго“. Но обо всем по порядку…

Напомню читателям о том, что звезда компании „РосУкрЭнерго АГ“ зажглась на газовом небосклоне Украины в июле 2004 года, после подписания пакета украино-российских документов, регулирующих взаимоотношения в этой сфере. Решающий для РУЭ момент наступил 29 ноября 2004 года: тогдашний премьер-министр Виктор Янукович, стоя на пороге премьерского кабинета, накануне своего фиаско в борьбе за президентский пост подмахнул постановление правительства №1603, закрепив тем самым на многие годы исключительное право малоизвестной в то время компании получать от посреднической деятельности на украинском, азиатском и европейском газовых рынках баснословные прибыли.

С уходом из правительственных кабинетов Юлии Тимошенко, предпринимавшей во время своего премьерства отчаянные попытки „выдавить“ из газовой сферы все, что связано с Дмитрием Фирташем (совладельцем РУЭ) и его компаньонами, среди которых было и остается немало высокопоставленных украинских чиновников, для „РосУкрЭнерго“ наступила „эпоха возрождения“, приведшая к окончательному формированию на базе „швейцарского“ газового посредника мощного центра кланово-олигархической системы в нашем государстве.

Персоны украинских чиновников, приложивших руку к такому стремительному превращению финансовой прибыли иностранной компании в украинский политический капитал, известны. Нет и тени сомнения в том, что кто бы ни зашел в будущем во властные коридоры, начинать он будет именно с резекции подобных „злокачественных“ образований, для которых характерны абсолютный правовой нигилизм, всепроникающая коррупция и двойные стандарты.

Украинский „стокгольмский синдром“

Не вдаваясь в тонкости поведения НАК „Нафтогаз Украины“ (как ответчика) на заседаниях Арбитражного института Торговой палаты г. Стокгольма, можно констатировать, что все усилия были направлены на суицид, а соответственно, и на получение прогнозируемого арбитражного заключения. В этой ситуации поражает показательное единодушие украинского ответчика и „швейцарского“ истца — „РосУкрЭнерго“, требовавшего вернуть ему более 11 млрд. кубометров газа. Но ведь иначе и быть не могло — на суде присутствовали две команды, во главе которых начиная с 2004 года находились единомышленники, связанные между собой узами покрепче родственных.

Такой же синхронный „стокгольмский синдром“ проявился и у украинской Фемиды. Как по мановению волшебной палочки, в соответствии с требованиями Нью-Йоркской конвенции 1958 года „О признании и исполнении иностранных арбитражных решений“, решение Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма было признано Шевченковским районным судом г. Киева, куда обратились представители „РосУкрЭнерго АГ“. Затем постановление Шевченковского райсуда было оспорено в Апелляционном суде г. Киева, который оставил решение суда первой инстанции без изменений, а жалобу HAK „Нафтогаз Украины“, естественно, без удовлетворения. Кассация тоже не принесла положительного результата для государственной нефтегазовой компании Украины.

Примечательно, что при этом судебные инстанции всех уровней фактически самоустранились от анализа стокгольмского арбитражного решения на предмет его соответствия публичному порядку Украины, хотя обязаны были сделать такой анализ, независимо от того, ходатайствовали об этом участники судебного процесса или нет, предоставили они доказательства на этот счет или нет. По мнению практикующих юристов, те несколько строчек, посвященных в решениях апелляционной и кассационной инстанций вопросу о публичном порядке, иначе как признанием судьями собственной профнепригодности и не назовешь.

Для реализации следующего, завершающего этапа операции — возвращения „РосУкрЭнерго АГ“ 12,1 млрд. кубометров природного газа — понадобилось такое же единодушие Кабинета министров, Минфина, руководства „Нафтогаза Украины“, таможни, „смотрящих“ от прокуратуры и спецслужб.

И если в 2009 году захват спецподразделением Службы безопасности Украины здания „Нафтогаза Украины“ был демонстрацией безысходности и невозможности повернуть вспять процесс вытеснения с украинского газового рынка „швейцарского“ посредника, то не сомневаюсь, что в 2010-м спецслужба все свои усилия направила на оказание содействия по возвращению компании „РосУкрЭнерго АГ“ утраченных ранее активов — газа из украинских подземных газовых хранилищ. А если СБУ не помогала, то проморгала, как государственный газ превратился в частный за счет этого самого государства и куда делся НДС, уплаченный „Нафтогазом Украины“ в 2009 году при таможенном оформлении газа? Естественно, читать нужно так: все произошло за счет налогоплательщиков, которые, как ни крути, а с Д.Фирташем никаких дел не вели.

Процедура практической реализации решения Арбитражного института при всей своей кажущейся простоте с учетом ситуации, сложившейся вокруг нелегитимных решений бывшего правительства и расследуемых уголовных дел в отношении ряда работников таможни, безусловно, требовала от правительства Николая Азарова кристальной законодательной чистоты. Последующие события показали, что как раз такая чистота и безупречность в принятых правительством документах отсутствуют.

Как найти в Украине лишних 12 миллиардов кубометров природного газа!

Успешное завершение операции по возврату собственности „швейцарской“ компании потребовало от правительства и „Нафтогаза Украины“ решения как минимум трех основных вопросов, а именно: где должна HAK „Нафтогаз Украины“ взять деньги на газ для передачи „РосУкрЭнерго АГ“, где взять этот газ и по какой процедуре его отдавать?

На первые два вопроса ответы были и у России, и у Украины, и у их соответствующих компаний — ОАО „Газпром“ и HAK „Нафтогаз Украины“.

Более того, у „Нафтогаза“ даже была возможность выбора того или иного ресурса. Так, НАК „Нафтогаз Украины“ могла вернуть РУЭ газ, который бы она дополнительно приобрела у „Газпрома“ в четвертом квартале 2010 года по цене 352 долл. за 1000 кубометров или же в 2011 году по средневзвешенной цене 369 долл. (цены приведены без учета скидки в 100 долл., которая в этом случае не применялась бы). В этом случае не возникало бы проблем с балансом газа для потребителей Украины (населения и промышленности), а проблема поиска финансовых средств для покупки дополнительного ресурса газа ложилась бы на „Нафтогаз“ и украинское правительство.

Согласно второму варианту, „Нафтогаз“ мог отдать РУЭ газ, приобретенный им ранее в 2009—2010 годах. Это пробивало бы брешь в газовом балансе (т.е. возник бы дефицит газа для украинских потребителей), которая могла быть заполнена только путем дополнительных закупок у „Газпрома“ — уже не для РУЭ, а для потребителей Украины, и по текущим (т.е. более высоким) ценам, которые бы оплачивались, естественно, из кармана украинского потребителя.

Как следует из документов, которыми располагает ZN.UA, предпочтение было отдано именно второму варианту. Из имеющейся таможенной декларации следует, что „пакет“ в 12,1 млрд. кубометров для передачи РУЭ был сформирован в основном за счет газа, поставленного в Украину в третьем квартале 2009 года (4,44 млрд. кубометров, или 36,7%, — по цене 198 долл.) и третьем квартале 2010 года (4,14 млрд. кубометров, или 34,2%, — по цене 249 долл.). Таким образом, например, население и промышленность Украины вместо 4,4 млрд. кубометров газа по „входящей“ импортной цене 198 долл. получили бы этот объем газа по импортной цене более 350 долл. Вот вам истинная причина повышения газовых цен для населения! Всего же в структуре переданных в пользу РУЭ 12,1 млрд. кубометров более 61% пришлось на газ, поставленный в Украину в 2009 году.

По какой процедуре возвращать газ РУЭ — ответы следовало искать только в Украине и только в рамках украинского правового поля.

Для подобной операции HAK „Нафтогаз Украины“ должна была стать собственником 12,1 млрд. кубометров газа, а затем передать его „РосУкрЭнерго“. Остается загадкой, как и кто „нашел“ „припрятанный“ Ю.Тимошенко в подземных газовых хранилищах фирташевский газ. Но после его обнаружения сразу же началась процедура оформления. Как раз на этом этапе и возникли некоторые осложнения.

Для оформления передачи газа предлагалось принять постановление Кабмина, чтобы урегулировать спорные вопросы вокруг таможенного оформления газа, уже ввезенного в Украину. Текст такого постановления был направлен во второй декаде ноября 2010 года на согласование соответствующим ведомствам. Проект этого документа был завизирован министром топлива и энергетики Ю.Бойко и содержал исчерпывающий перечень документов и процедур, необходимых для оперативного исполнения судебных решений (см. на сайте ZN.UA).

Камнем преткновения стало то, что газ уже был оформлен в режиме „импорт 40“, означающем, что он предназначен для украинских потребителей и только на территории Украины (т.е. выпущен в свободное обращение). При оформлении газа в режиме „транзита“ возникали проблемы с таможенным оформлением и НДС, который подлежал бы возмещению HAK „Нафтогаз Украины“ из государственного бюджета.

Кроме того, при выборе режима „экспорта“ появляется еще больше вопросов в связи с тем, что мы, по сути, имеем дело с экспортом природного газа с территории Украины. Иначе говоря, при экспортном режиме автоматически экспортер газа обязан был бы уплатить пошлину — 35% от таможенной стоимости экспортируемого объема газа. Кто, по сути, был экспортером? „РосУкрЭнерго“! Эта компания и должна была заплатить экспортную пошлину. Если взять среднюю цену газа в 350 долл. за 1000 кубометров, то выходит, что „РосУкрЭнерго“ при общем объеме экспорта 12,1 млрд. кубометров газа должна была заплатить в бюджет Украины 1,276 млрд. долл.!

Но кто-то решил, видимо, сделать приятное РУЭ и „разрешить не платить“ эту пошлину… Таким вот нехитрым способом (аннулированы старые таможенные декларации и „оформлены“ новые — „транзитные“, беспошлинные) достигнута цель благодетелей РУЭ — избежать издержек, сопряженных с уплатой обязательных налогов и платежей.

Почти месяц спустя после подготовленного Ю.Бойко проекта правительство все же принимает соответствующее постановление за №1061. Однако пункт 2 принятого постановления №1061 от 15 ноября 2010 года содержит уже далеко не полный перечень документов, указывавшихся в проекте этого документа и позволяющих таможне провести процедуру таможенного оформления природного газа почти в рамках законодательства. Из указанных ранее 13 документов в тексте постановления осталось только пять. При этом исчезло все, что как-либо относится к стоимости газа, сертификатам его качества, соответствующим актам приема-передачи, реестрам объемов газа, находящегося в подземных хранилищах.

Кроме того, из этого текста исчезло и указание Государственной таможенной службе провести таможенное оформление газа и пункт, который предполагает рассрочку на пять лет налоговых обязательств НАК перед госбюджетом в связи с исполнением решения Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма. При подписании данного постановления у Н.Азарова, вероятно, не возникала мысль, что с этим документом что-то не в порядке, ибо ссылка на постановление правительства от 17 декабря 2003 года №1958 придает ему некоторую завершенность.

Однако следует напомнить правительственным чиновникам, что пункт 7 вышеупомянутого постановления Кабмина предусматривает: „Контроль за соответствием указанных в документах сведений о газе, перемещаемом через таможенную границу Украины, его фактических объемах и качестве осуществляется таможенным органом путем сверки этих сведений с документами, на основании которых проведен фактический контроль, а также другими путями, предусмотренными Таможенным кодексом Украины и законодательством о таможенном деле“. Это же положение закреплено в статье 149 Таможенного кодекса Украины.

Естественно, что за подобным „урезанным“ постановлением правительства в недрах таможни появилась и таможенная декларация, которая сама по себе уже может представлять определенный интерес для правоохранительных органов (конечно, не сегодня!). Что же родила таможня?

Таможня дает добро… или не дает?

Редакция ZN.UA располагает текстом таможенной декларации, по которой был вывезен за рубеж газ, принадлежащий „РосУкрЭнерго АГ“.

Каждый, кто когда-либо пересекал границу и сталкивался с заполнением таможенной декларации, знает, что ценности, перемещаемые за рубеж, имеют свою стоимость. Представьте себе, что в таможенной декларации, по которой за рубеж из Украины было отправлено более 12 млрд. кубометров природного газа, стоимость этого газа отсутствует. Ценности за кордон отправили, а их стоимость указать забыли? Сознательно?

Подобный же вопрос возникает и к указанной в документе дате вывоза голубого топлива — декабрь 2010 года, во всех 12 партиях товара. Соответствует ли действительности срок поставки этого газа за рубеж? Может ли Украина в одночасье экспортировать со своей территории подобные объемы газа, не перекрыв экспортные поставки российского „Газпрома“? А это значит, что газ „РосУкрЭнерго АГ“ был уже давным-давно отправлен европейским потребителям, а мы имеем дело лишь с движением документов. Вероятнее всего, и указанная „филькина“ декларация лишь формализовала процесс легитимизации проведенных ранее экспортных поставок газа, о которых правительство Украины даже не подозревало.

Кроме этих нюансов, таможенники еще и не заполнили графы, предусматривающие статистическую отчетность — святая святых любой таможни. Нет отчетности — нет ответственности. Об актах технического состояния газа тоже как-то забыли упомянуть.

Привлекает внимание и то, что в графе 1 таможенной декларации „описание товара“ указан природный газ, ввезенный в Украину в разные даты в период с апреля 2009-го по октябрь 2010-го и закачанный в ПХГ Украины. При этом из заполненных данных в графе 37 „процедура“ следует, что речь идет о природном газе, который находится в таможенном режиме „транзит“ и в отношении которого не были осуществлены предварительные таможенные процедуры. Таким образом, речь идет о каком-то мифическом газе, ввезенном в Украину в 2009—2010 годах в режиме „транзит“ и находящемся в ПХГ Украины по состоянию на декабрь 2010 года. Почему мифическом? Да потому что это не мог быть ни газ „Газпрома“ (у „Газпрома“ нет контракта с „Нафтогазом“ на хранение газа в подземных хранилищах), ни газ РУЭ (с января 2009 года РУЭ не получала газ от „Газпрома“ и просто физически не могла поставлять газ в Украину), ни газ „Нафтогаза“ („Нафтогазу“ запрещено по контрактам с „Газпромом“ экспортировать газ, поэтому НАК могла ввозить газ только в режиме „импорт“).

Список несоответствий законодательству, актам правительства и нормативно-правовой базе таможни можно продолжить. Неужели наши мытари действительно имеют такую низкую квалификацию, или же кому-то было нужно, чтобы такие серьезные документы были просто „сляпаны“?

Круг сотрудников энергетической таможни и НАК, на которых была возложена завершающая часть операции, известен. Но хотелось бы заметить, что полного „одобрямса“ от них все же добиться не удалось.

Подвел человеческий фактор…

Наиболее надежным кадром во время совершения описанной мною операции оказался представитель НАК „Нафтогаз Украины“ в Энергетической региональной таможне (ЭРТ) О.Бордиловский. Тот самый, который подписывал соответствующие документы на таможенное оформление газа в 2009 году, фигурировавшие в материалах временной следственной комиссии Верховной Рады по факту ареста экс-председателя таможни А.Макаренко.

А вот среди работников таможни, учитывая печальный опыт бывшего руководителя ведомства, не наблюдалось очереди из лиц, рвущихся положить себя на алтарь сделки с „РосУкрЭнерго АГ“.

По всей видимости, шаткая правовая обстановка и неприятный душок от этой сделки с газом уже вызвали определенную настороженность у таможенников, а последовавшая за этим кадровая чехарда четко иллюстрирует ситуацию.

На момент таможенного оформления 12,1 млрд. кубометров злосчастного газа Энергетическую таможню возглавлял Р.Черкасский, опытный таможенник с неплохим послужным списком, успевший поработать у Раисы Богатыревой в СНБО, а при премьере В.Януковиче — поруководить таможенной службой. Можно лишь удивляться, как в мгновение ока генерал с тремя звездами на погонах после ознакомления с документами, на которых должен был поставить свою подпись, оказался курсантом в Хмельницком учебном центре (его отправили на повышение квалификации).

Последовавшее за этим возбуждение уголовного дела по фактам уклонения коммерсантов от уплаты таможенных сборов при ввозе нефти из Азербайджана — всего лишь красочное дополнение к картине происшедшего. Кстати, в судьбе Р.Черкасского большую роль сыграли народные депутаты, которые как нельзя кстати обратились с официальным письмом к премьер-министру, где изложили (по данным их оперативных источников) всю грязную подоплеку деятельности руководителя Энергетической таможни. В принципе, могу лишь заметить, что „особая папка“ из советских партийных архивов по сравнению с подобным опусом — детский лепет.

Похоже, что судьбу Р.Черкасского может разделить еще один руководитель таможенной службы — А.Федоров, который также отказался выполнять возложенную на него историческую миссию и ушел на больничный.

Еще одна неудачная попытка подписания документов для таможенного оформления газа для „швейцарской“ компании имела место уже при новом исполняющем обязанности руководителя Энергетической таможни А.Бочко. Он попытался переложить подписание скандальных документов на своих подчиненных, которые, ознакомившись с документами, по очереди убегают в отпуска и на больничные. Говорят, что единственный оставшийся — пока незадействованный — С.Горячий, и так уже проходящий по уголовному делу о незаконном присвоении газа РУЭ, прямо заявил, что его могут повесить за ноги прямо перед таможней, но подписывать себе второе уголовное дело он не будет.

Оказавшись в такой ситуации, А.Бочко вызывает инспектора из одной из областей Украины и переводит его на два дня в ЭРТ (очевидно, при поддержке руководства Государственной таможенной службы). По информации работников таможни, фамилия вновь прибывшего — Е.Носов, и этот инспектор — из числа „залетчиков“, и против него уже было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 201 УК Украины за то, что он „топил транзит“ — товар, который должен следовать транзитом через Украину, по дороге исчезает. Видимо, Е.Носову пообещали все закрыть, если он выполнит задачу в ходе своей „краткосрочной командировки“. Стрелочнику передали под расписку номерную печать инспектора на несколько часов, необходимых для оформления газа, и, объяснив задачу, заставили провести таможенное оформление природного газа, переданного НАК „Нафтогаз Украины“ в пользу РУЭ. Как говорят злые языки, после этого его на ЭРТ больше никто не видел. По неподтвержденной информации, его якобы отправили в СИЗО, чтобы не болтал лишнего.

Газ уплыл, а деньги где?

О том, что в газовом балансе и государственном бюджете после проведения операции по передаче РУЭ природного газа возникла дыра, мытари проинформировали Министерство финансов 27 декабря 2010 года. А Минфин, ссылаясь на информацию таможни, отправил через два дня письмо премьер-министру, в котором прямо указал о не погашенных НАК обязательствах в сумме 3 млрд. грн. в результате не декларирования импорта природного газа (см. на сайте ZN.UA). Кстати, эти денежки должны были пойти на субвенции местным бюджетам с целью погашения задолженности в разнице на тепловые тарифы для населения. Не потому ли так холодно было в наших квартирах, что бюджетные деньги попали в чужие карманы? Вероятно, с этой темой связано и повышение цены газа для населения.

Может, Н.Азарову было бы проще обратиться к населению Украины с призывом компенсировать за свой счет стоимость газа, который Ю.Тимошенко закачала в ПХГ, а Николай Янович передал РУЭ, возложив при этом затратную часть на и так шатающуюся НАК „Нафтогаз Украины“ и не утруждая себя мыслями об обязательных платежах в бюджет, таможенных сборах, экспортных пошлинах, НДС и всем том, что обеспечивает соответствующий уровень жизни населения?..

О проблеме в газовом балансе Украины свидетельствует и тот факт, что по состоянию на февраль с.г. страна живет без прогнозного газового баланса на 2011 год. И это при том, что в соответствии с постановлением КМУ №729 от 27.12.2001 г., прогнозный баланс на 2011 год должен быть утвержден не позднее 20 декабря 2010-го. При наличии урегулированных контрактных отношений с «Газпромом» чем еще может быть вызвана такая существенная задержка с утверждением газового баланса на 2011 год, кроме как 12-миллиардной пробоиной РУЭ?

Автор: Дмитрий Менделеев, «Зеркало недели. Украина» №4

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram