Понятие «самиздат» разветвляется на деятельность DIY-издательств или же на зин-культуру, основная цель которой малотиражность и независимость. Само слово «зин» походит от слов fan magazine и magazine.
Художники, писатели и представители культурных профессий создают такие артбуки вне законодательных и социальных рамок. В содержании зинов можно встретить абсолютное разнообразие жанров: от трактатов левого политического движения, информации о подпольных молодежных течениях до современной прозы и стихов, фотопроектов, иллюстраций, комиксов, разных дизайнерских экспериментов и коллажей. Авторы печатают свои сборники всеми возможными способами и методами: кто-то использует шелкотрафаретную печать, кто-то пользуется услугами небольших частных типографий, подключает в работу силы собственного принтера, а иногда самиздат производят и полностью вручную – от сшитых корешков, написанного от руки текста, до оригиналов акварельных иллюстраций или вырезанных коллажей.
Это хорошая возможность показать обществу свои работы без цензуры и максимально четко донести месседж. Впрочем, рамки настолько широки, что не всегда обязательно иметь четкую позицию и желание о ней заявить, достаточно упорства собрать из своего творчества отдельный сборник.
Важно отметить, что в Украине эта культура еще только в зачатках своего развития, но при этом полки самиздата можно отыскать в небольших книжных магазинах, киевских тематических барах, кофейнях и на Книжном Арсенале, который уже не первый год предоставляет художникам и писателям возможность представить такой формат на всеобщее обозрение.
Такие сборники часто становятся предметом для коллекционирования - они издаются малым тиражом, и даже если он быстро расходится, его редко дублируют, что делает зины раритетом.
Современные малотиражные издательства
Одно из издательств, распространяющих зины в Украине – «Гипертелия». Здесь можно найти небольшие сборники с рассказами, фотозины, авторские стикеры, сборники с иллюстрациями молодых художников и коллажами полностью ручной работы. Тиражи издательства варьируются от 5 до 100 экземпляров. Интересным примером изданных работ «Гипертелии» является зин «Мистецтво». Это сборник-коллекция советской технической графики из старых учебников биологии, инструкций по откармливанию свиней, ветеринарных буклетов и т.д.
Каждая иллюстрация вручную вырезана и наклеена на книжечку формата А5 из 12 страниц. Важно отметить, что каждый сборник уникален, а тираж всего 10 экземпляров. Также издательство выпускало зин с аппликациями с изображениями водоёмов Украины, сборник с гравюрами на библейские сюжеты немецкого художника Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, журнал с эротическими иллюстрациями от молодых украинских художников «Вологі фантазії».
Куратор «Гипертелии» Назар Шешуряк говорит, что небольшие тиражи напрямую связаны с интимностью. Человеческий мозг настроен плюс-минус на пару сотен личных знакомств (размер первоначального племени). Тираж в 50-100-200 экземпляров – очень естественные, человеческие масштабы, при которых как раз удается сохранить эту интимность. Когда у человека есть экземпляр тиражом в 13 штук, он не знает, что за 12 человек имеют остальные копии, но с ними можно почувствовать какую-то специфическую связь. Главная цель «Гипертелии» – продуцирование объектов. «Такой объект можно потрогать, передать другому, и таким образом еще и пощупать другого. В эпоху экранов и пикселей возникает голод по простым телесными радостям», – подчеркивает Назар. Он называет самиздат декоративно-прикладным искусством и связывает это напрямую с прошлым: «Наши прабабушки лепили и расписывали горшки из глины, а мы расписываем бумажки и тоже что-то лепим. То есть это такое народное неинституциализированное творчество».
Недавно в этом же издательстве журналистка и популяризаторка украинского искусства Катерина Лебедева презентовала свой второй рассказ с иллюстрациями «Клаузура». На вопрос, почему она выбрала именно такой способ распространения своего творчества, говорит, что этот формат ей близок, поскольку он позволяет создать книгу любого формата и жанра. «Формально самиздат от официального "издата" отличается только отсутствием ISBN, универсального идентификационного номера для книг. Современный украинский самиздат имеет значительную культурную ценность, поскольку предлагает альтернативную продукцию основному книжному рынку; позволяет широкому кругу иллюстраторов и авторов представить свои работы», – подчеркивает Катерина.
Кроме этого, Катя издала в прошлом году альбом наива «Бог зна», составленный из найденных сборников с рисунками автора с фамилией Мищенко на антикварном базаре Киева, датированных 1954 годом. На страницах альбома фигурируют иллюстрации, характеризующие саму суть украинского фольклора советского периода: с антропоморфными существами, ведьмами, фантастическими животными вместе с известными фигурами Николая Гоголя, Иосифа Сталина и символикой СССР. Такой альбом тиражом в 100 экземпляров можно расценивать как памятник народной украинской культуре, фактически, как музейный экспонат.
Зин как способ самовыражения и коммуникации
Благодаря свободной форме выражения, DIY-сборники воспринимают как отдельную искреннюю форму коммуникации, когда художник через свой зин общается с читателями.
По инициативе почитателя самиздата под псевдонимом Kosko, за последние два года в Киеве были выпущены самиздат-проекты GON и INTRVRT. GON – сборник карманного формата с разнообразными черно-белыми комиксами, идея которого - дать возможность молодым художникам создать альтернативу известным комиксам, выражая себя без ограничений и правил. Главная особенность проекта - в разнообразии и абсолютной открытости перед авторами: любой человек мог прислать работу на любую тематику, в любом стиле.
INTRVRT – более серьезный журнал в формате цветных комиксов, рассказывающий об интровертности. Куратор этих проектов под псевдонимом Kosko рассказал, что часто наблюдал в Instagram множество талантливых художников, рисующих «в стол» и просто для себя, но с отменным чувством стиля и манерой рисунка. Насмотревшись на такое количество талантов, Kosko подготовил презентацию и разослал ее всем кандидатам. Всего в сборнике получилось 12 авторов и 12 работ, среди которых есть известные художники из русской комикс-тусовки. Тираж в 100 экземпляров был полностью распродан. Основатели сейчас решают, будут ли в дальнейшем издавать сборники таких форматов, так как это достаточно сложно и неприбыльно. Нужно создавать серьезное издательство, чтобы такие вещи приносили хотя бы минимальный доход.
Так же Kosko говорит, что самиздат – важнейшая часть культуры именно в современных реалиях, так как он может быть свободным каналом коммуникации для тех, кто возможно не разделяет мнения большинства, без цензуры и стеснений. Подобные формы выражения, по его словам, - именно то, что нужно творческим и свободным людям. К тому же, это отличная альтернатива цифровым издательствам и разным пабликам.
Еще одно задействованное в Украине малотиражное издательство называется «Это зин» – его создатель Алексей Дивисенко (или просто автор Алёшенька) сам создает и помогает другим желающим делать зины, с целью рассказать миру свою историю по собственным правилам. По его мнению, одно из самых приятных свойств готового зина – ощущение проделанной работы, дающее творческий рост. После первого тиража, по словам Алексея, все же хочется переходить на следующий этап, более продуманно подходить к верстке и подготовке издания. Зинодельство – хороший способ развития креативного мышления и может быть первой ступенью для литературы, ведь в более мелких масштабах легче проверить свои силы и проработать ошибки. Алексей также считает, что зин-культура способствует общению людей из разных слоев населения. «Я недавно встретил на улице человека с речевыми проблемами, который продавал свой самиздат. В одном из текстов, он описывает свое переселение с Донбасса и все сложности, которые были на его пути. Если бы каждый поделился своей историей, мы бы смогли лучше понимать друг друга» – добавляет Алексей.
Книжный Арсенал
В 2018 году на Книжном Арсенале презентовали арт-бук «Эротический дневник». Над созданием дневника работали архитекторка Дана Космина и кураторка феминистических проектов Оксана Брюховецкая. Они позиционируют сборник как самиздат, задача которого - исследовать эротику и сексуальность, осмыслив эти понятия в искусстве. В арт-буке напечатаны работы 14 современных украинских художниц и трех публицисток. Дана Космина рассказала LB.ua, что при поиске финансирования столкнулась с проблемой, что “тема эротики воспринимается как второстепенная и даже рассматривается как порно, которым никто не хочет заниматься, – подчеркивает Дана, – самиздат стал единственным способом реализации проекта”. Команда самостоятельно собрала собственный лимитированный бюджет на печать. При этом, участие в проекте, его дизайн и верстка не оплачивались. Сейчас Дана вместе с дизайнеркой дневника Лерой Гуевской обсуждат идею второго издания "Эротический дневник 2019".
К слову, на последнем Книжном Арсенале, на втором этаже были предусмотрены отдельные локации, где можно полистать и купить разнообразные сборники зинов и самиздата.
В этом же ярмарке участвовал художник и музыкант Евгений Якшин. Автор двух иллюстрированных зинов, в том числе сборника-трансформера «Война и мир» и серии рисунков «Красная шапочка». Кроме Книжного Арсенала, художник несколько раз участвовал на ярмарке от Изоляции.
Евгений рассказывает, что интерес создать собственный альбом появился после знакомства с участниками выставки украинских уличных художников из объединения «665» и американского уличного художника Sluto, где были представлены зины с его иллюстрациями. Позже, художники открыли библиотеку «665lib»в киевском в пространстве Port creative hub с различными книгами разнообразных форматов. Там же Евгений увидел книжечку-трансформер, которую не нужно сшивать, поскольку она складывается по разворотам и вдохновился на создание подобного зина. Кураторка библиотеки Марина Крипун более точно рассказала автору, как его создать.
«Я собрал макет в фотошопе и отправил его в полиграфию. Напечатал 50 листов формата А3, а дальше вручную начал резать и складывать книжечки, – говорит художник, – по правде говоря, монотонное дело, но мне очень нравится, что каждую книжечку складываю я сам. Спустя полгода я сделал задуманную ранее книжечку «Война и мир». Правда, сделал я только первую часть. Будет ли вторая, неизвестно». Такие работы не имеют коммерческой цели, но для автора важно, что его творчество распространяется и его может лицезреть больше людей.
Кроме экспериментов с печатными зинами, Женя пару лет назад выпустил свой музыкальный DIY альбом. При том, что у него довольно обширный опыт записи на профессиональных звукостудиях, свой музыкальный зин он записывал дома с помощью звуковой карточки и диктофона на телефоне. Презентация альбома состоялась в рамках зиномарафона в Port creative hub. Поскольку мало кто слушает музыку на дисках, автор продавал лишь обложки альбома, рисованные вручную с помощью копирки на чёрной бумаге, а музыкальные дорожки он залил на платформу SoundCloud в свободном доступе.
Как рассказал Евгений, культура самиздата близка ему по духу: «Ты мало от кого зависишь, можешь сделать все своими руками и от этого, все что ты делаешь, проникается твоей энергетикой». В первую очередь, это свобода от всех инстанций дистрибьюции и продажи. «Ты хорошо прокачиваешь свою фантазию, начинает работать смекалка. По сути, у нет никаких рамок, ты исходишь только от своей идеи. Как бы это не звучало пафосно, но если тебе есть что сказать, ты не любишь быть зависимым и не ищешь легких путей – самиздат это для тебя» – добавил Евгений Якшин.
Место для самиздата
Киевская библиотека «665lib», упомянутая выше, сейчас работает в pop-up формате (формат временной торговли и оказания услуг, когда магазин открывается на короткие сроки и работает до завершения срока аренды либо до распродажи всего товара – прим.).
Здесь насчитывается около 400 книг и самиздат-журналов, а когда у библиотеки есть постоянное место, организаторы проводят лекции и мастер-классы о современном самиздате. «Самиздат сегодня – это огромное количество разных изданий. Мы больше сфокусированы на андеграундных изданиях, художественных проектах и показываем роль зина как инструмента социальных взаимодействий» – говорит основательница библиотеки Марина Крипун.
Летом в Киеве открылся книжный магазин «Палатка», который также поддерживает самиздат-культуру. Здесь можно отыскать много экземпляров как от украинских авторов, так и от зарубежных. Владелец «Палатки» Олег Шовенко считает, что феномен самиздата и зин-культуры еще не очень популярен. Среди разнообразных медиа, печатные занимают чуть ли не последнее место по популярности, в первую очередь, из-за своей трудоемкости и дороговизны. Культурную ценность самиздата Олег видит в том, что в Украине он может быть точкой зарождения издательских инициатив. «С другой стороны, есть у него и контркультурная ценность, личностная. Многие люди делают это для себя, исключительно и только. Таким образом, самиздат выполняет самую общую для него функцию: рассказывает о личных переживаниях» – он.
Помимо классического самиздата, существуют еще small-press издательства (небольшие издательства нишевой литературы, нацеленные на качество, а не наколичество - прим.). Олег Шовенко рассказал, что у них бывает до десяти книг в год и, в основном, они печатают то, что важно им самим. «Бывают исключения, такие как Roma Publications из Нидерландов, которые стали уже достаточно известными. Именно такие издательства становятся домом для почти что самиздата, когда издатель помогает художникам. Их совместные усилия еще легче показывать широкому кругу зрителей. В Европе уже сформировались дистрибьюторские сети для такой книги, например, Motto Books и Idea Books» – говорит Олег.
В отличие от традиционного самиздата, у small-press есть индекс УДК (универсальная десятичная классификация) и международный стандартный номер книги ISBN. Тиражи таких издательств зачастую больше чем у самиздата, хотя оба этих явления имеют личностный подход к делу, так или иначе затрагивают темы культуры, экспериментальной и арт-литературы.
Книги и small-press
В Украине тоже есть small-press издательства. Одно из них – IST Publishing сконцентрированное на нишевых изданиях и специфических темах искусства и культуры. «К каждой книге мы пишем предисловие, в котором объясняем, почему мы выбрали именно этого автора, его определенные тексты, и говорим об их актуальности для нашей культурной ситуации. Кроме этого, наша издательская программа построена таким образом, чтобы предлагать разные способы критики современной культуры и искусства, через статьи, интервью, форматы обсуждений и комикса», – рассказала о деятельности издательства его главная редакторка и соосновательница Катерина Носко. Она считает, что небольшой тираж связан с большой и нерешенной проблемой дистрибьюции книг малых издательств в Украине. Их практически негде продавать, так как большим книжным сетям, нишевые темы особо не представляют коммерческого интереса, а также имеют довольно узкую аудиторию.
Small-press издательство не приносит много коммерческой выгоды, поскольку производственный процесс таких книг часто заставляет их быть дорогостоящими. Екатерина признается, что тиражи IST Publishing не окупаются и вряд ли будут окупаться, если не изменить издательскую программу, начав выпускать книги для широких аудиторий разных возрастов. Но издательству неинтересно таким заниматься.
Что касается самиздата, Екатерина Носко подчеркивает, что в исторической перспективе это была возможность высказывания того, что в условиях государственного контроля медиа и цензуры было невозможно, и его ценность – политическое несогласие.
Другой аспект – сам зин как объект может выглядеть или напоминать о тех самодельных, аутентичных формах, которые еще возможны, несмотря на работу современного печатного станка и типографий. По словам кураторки, современный самиздат – нишевое явление, в этом и его ценность для культурного поля, так как он является территорией свободного художественного высказывания.
Еще один интересный пример современной самиздат-книги – серия «Невідоме Лівобережжя», состоящая из двух частей. Первая – об истории застройки Киевского Левого берега с конца XIX до середины ХХ века, вторая – про период второй волны архитектуры модернизма с начала 1960-х до конца 1980-х годов. В последней рассказывается об особенностях застройки микрорайонов, идеях и нереализованных планах урбанистических пространств, истории строительства театров и кинотеатров Левобережья, а также, где и какие фильмы там снимались. Над исследованием работали краеведы Семен Широчин, Александр Михайлик и Кирилл Степанец.
Почему они выбрали именно формат самиздата, в комментарии для LB.ua Семен Широчин подметил, что в первую очередь, самиздат – это свобода от издателя и это очень важно, поскольку издатель навязывает своего редактора, свой формат и собственное видение тиража. Издатель перебирает авторами, издает книгу, как хочет и когда хочет.
«Самиздат – это способ сделать всё самому без какой-либо цензуры, – добавляет Семен, – получается не так красочно – черно-белая печать, шрифты "слишком обычные", но вполне подходит, чтобы донести свою мысль, особенно, если она ценная». Что немаловажно, издательства забирают себе большую часть прибыли, оставляя автору скромный гонорар, а при самиздате нет лишних посредников и всё достаётся автору. Исследователь рассказал, что продает книги на презентациях, через фейсбук, отправляя новой почтой. Так как тираж в 500 экземпляров за 2 месяца был практически распродан, автор не видит необходимости сотрудничать с издательствами как с посредниками.