Цифры и факты
Всего, согласно аналитическим материалам, собранным перед слушаниями в Раде, в Украине – около 130 тыс объектов культурного наследия, которые находятся на государственном учете. Из них только 7% (9562 памятника) внесено в реестры.
Больше всего памятников культуры и истории, внесенных в реестры, – в Днепропетровской области (20%), затем идет Крым, Одесская область, Харьковская область и Киев.
В Список всемирного наследия ЮНЕСКО входит 6 объектов культурного наследия, которые находятся в Украине. Еще 16 объектов находятся на перечне объектов-кандидатов на включение в Список.
В 2018 году на сохранение культурного наследия из государственного бюджета выделено 412 140 900 грн. Эта цифра выросла по сравнению в предыдущими годами: в 2017 – около 338 млн грн, в 2016 – около 223 млн, в 2015 – около 221 млн. При этом около 80% расходов – это зарплаты работникам заповедников и музеев, на развитие, ремонт, реставрацию и т.д. денег практически не остается. Согласно отчету Государственной аудиторской службы, сфера охраны наследия недофинансируется, что приводит к тому, что на, собственно, охрану заповедников и музеев остается все меньше денег. Есть, к примеру, заповедники, которые охраняются не ежедневно.
В Украине работает 567 музеев, где хранится 11,6 млн объектов. Из них 711 тысяч требуют реставрационного вмешательства. Причина – аварийное состояние 51% зданий музеев, нарушение температурного и влажностного режимов и неправильные условия хранения объектов.
Специальные ВУЗы Украины не обеспечивают реставраторское дело кадрами, в том количестве, которое необходимо: каждый год выпускают по 35-40 реставраторов, преимущественно в живописи, при том, что всего существует 19 специальностей.
По данным аттестации специальной комиссии при Минкульте, квалификационные категории получили 240 реставраторов, из которых 231 имеет право реставрировать ценности в музеях. Это приводит к тому, что реставрацией занимаются частные лица и студенты, не имеющие квалификационной категории, что является нарушением закона о музейном деле.
В Киеве работает 145 реставраторов, во Львове – 117, в Одессе – 20, в Харькове – 17, а в Винницкой, Житомирской, Кировоградской, Луганской областях – по одному художнику-реставратору.
Что происходит сейчас
В 2018 году Кабинет министров (по инициативе Министерства культуры) отменил институт ИГО (историко-городского обоснования). С 1 января 2019 года институт ИГО ликвидируется совсем, и вся проектная документация на строительство новых зданий, реконструкцию и капитальный ремонт должна создаваться в соответствии с историко-архитектурными опорными планами в городах, где эта деятельность ведется.
В 2011 году в украинском законодательстве отменили норму об обязательном археологическом обследовании территории, на которой проходят стройки. “До 2011 года в Украине было одно из самых прогрессивных законодательств, касающихся археологии”, – заявил директор Института археологии НАН Украины Виктор Чабай.
В Украине работает около 300 археологов (сравните с количеством депутатов парламента).
В Киеве создают электронную базу памятников культуры. Всего их 3552 (1228 новых, 1980 – местного значения, 344 – национального).
В столице, по словам замглавы КГГА Алексея Резникова, будет целевая программа по охране культурного наследия, которой будут финансироваться органы охраны памятников и разработка паспортов памятников культуры.
Генпланы городов устарели, не везде утверждены историко-архитектурные опорные планы и не определен статус исторических земель, который позволит понять, где можно строить новые здания, а где нельзя. В планах должны быть все данные о том, есть ли на территориях объекты культурного наследия. “Но фактически в этих планах просто фиксируют текущее состояние, без определения режимов использования территорий, так называемого охранного зонирования”, – рассказала эксперт по охране культурного наследия в урбанистической среде Анна Бондарь.
И у местных властей, и у общественности мало инструментов для того, чтобы влиять на застройщиков – местные власти могут влиять только на архитектурный облик города, а не на отдельные объекты, а общественные слушания по поводу строительства архитектурных объектов законодательством не предусмотрены.
В Украине нет единого реестра объектов культурного наследия: мы не знаем, сколько объектов культурного наследия (движимого или недвижимого) у нас есть, и в каких областях. Поэтому посчитать, например, в точности, сколько предметов из музейных фондов на оккупированных территориях Украина потеряла, не представляется возможным.
Электронные реестры не получится создать, пока не будет реформировано законодательство в сфере охраны наследия. “Согласно нынешним законам, все учетные процессы, которые ведут музеи и заповедники, – аналоговые и ведутся на бумаге. А в музеях есть целый перечень документов, которые, согласно нормативам, должны быть написаны от руки”, - рассказал глава правления общественной организации “Украинский центр развития музейного дела” Владислав Пиоро.
После 2014 года, когда была оккупирована часть украинской территории, музейщики поняли, что выудить информацию о том, какие объекты культурного наследия остались на оккупированных территориях, в многих случаях невозможно. Поэтому появилась инициатива об оцифровке данных об объектах культурного наследия и о том, чтобы наладить сотрудничество между разными институциями, и – самое важное – работать по определенным стандартам учета данных об этих объектах. “Стандарты метаданных существуют в куче стран, а мы находимся на окраине этого процесса. Нужно внедрить международные стандарты ICOM по описанию культурных ценностей”, – добавил Пиоро.
Что делать? (варианты ответов)
Минкультуры разработало концепцию государственной политики по реформированию охраны недвижимого культурного наследия (то есть, зданий, исторических мест и т.д. – того, что нельзя переместить без потери объектом своей ценности). С документом можно ознакомиться на сайте министерства, но если коротко, там изложен очень обобщенный список того, что нужно сделать до 2025 года, чтобы в стране появилась новая система охраны культурного наследия. В частности: принять изменения в профильное законодательство, внедрить новую систему учета объектов наследия и т.д.
Директор Института археологии НАН Украины Виктор Чабай предлагает создать общегосударственный кадастр археологических памятников и увеличить финансирование Института археологии.
Поддержать законопроект №8202, который делает более строгим наказание за нарушение памятникоохранного законодательства: повышает штрафы (от 8500 до 17000 грн для физлиц и от 2550 до 5100 грн для чиновников, а в некоторых случаях - от 85000 до 255000 грн) и вносит изменения в ККУ (предлагает замглавы КГГА Алексей Резников).
Создать центральную государственную лабораторию или центр исследования археологических раскопок из дерева, железа, ткани и бумаги (Резников).
Привести в соответствие закон о публичных закупках с законом об охране культурного наследия, потому что действующие нормы не позволяют законно провести закупку на создание научно-проектной документации перед проведением реставрации какого-либо объекта (Анна Бондарь).
Учредить отдельный орган исполнительной власти, который будет заниматься охраной культурного наследия. УТОПИК (Украинское товарищество охраны памятников истории и культуры) предложило создать “Национальное агентство по вопросам культурного наследия” и его территориальные подразделения во всех областях и районах. Вопрос охраны предлагают наследия из-под руководства Минкульта и подчинить будущее агентство Кабинету министров.
Создать электронный реестр объектов культурного наследия.
Написать новый закон об охране культурного наследия, а не вносить правки в старый (инициатива нардепа Ирины Подоляк). Минкульт же предлагает усовершенствовать старый.
Рассмотреть проект закона №8021 о перемещении культурных ценностей через украинскую границу.
Увеличить финансирование сферы охраны наследия и улучшить механизмы этого финансирования: согласно действующим нормам, Минкульт имеет право финансировать только собственные институции – национальные заповедники и музеи.
Гармонизировать законодательство об охране наследия с градостроительным законодательством. Нардеп Ирина Подоляк заявила, что вице-премьер Геннадий Зубко готов создать рабочую группу по этому поводу.
Рассмотреть и обсудить законопроект о противодействии нелегальному изъятию объектов культурного наследия (другими словами, “черной археологии”) – №8314 (уже зарегистрирован в парламенте).
Присоединиться ко второму протоколу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954 г.). Народные депутаты не могут инициировать такие документы – подобные законопроекты могут вноситься только президентом. В проекте постановления, которое должны были принять по результатам слушаний, есть рекомендация Президенту Украины внести этот законопроект. Как LB.ua уже писал ранее, присоединение к этому протоколу предлагает усиленную защиту объектов культурного наследия на оккупированных территориях, запрещает любые раскопки (которые очень активно ведутся в Крыму сейчас) и внедряет серьезное наказание для тех, кто занимался раскопками, перемещал или вывозил культурные ценности с оккупированных территорий.
В целом в проекте постановления ВР содержится целый перечень рекомендаций к парламенту, Кабмину, министерствам культуры, иностранных дел, образования и науки, юстиции и регионального развития.
Полное видео слушаний:
PS
Каждая индустрия/сфера/отрасль украинской культуры (или в целом гуманитарной среды) может поделиться огромным списком накопившихся проблем. По каждой из них можно провести по парламентскому слушанию, а, может, даже и не по одному. Но есть нечто, что объединяет их все: дефицит кадров. Людей, которые могут формировать политики, которые могут их реализовывать, писать стратегии, выполнять их и контролировать выполнение извне; людей, которые могут создавать и оценивать, сохранять и анализировать. Людей с профильным образованием и компетенциями, которые будут высоко оценены в сообществе, в обществе в целом – в том числе и финансово.
2019-й год в Украине хотят объявить годом культурного наследия. Но 2019-й в Украине – это год выборов, когда все политические решения подчиняются только одной цели. Вписывается ли культура в план достижения этой цели – увидим уже совсем скоро.