ГоловнаКультура

З третього світу - у третій

При осмыслении международных художественных премий, с их победителями, финалистами и фаворитами зрительских симпатий, сложно избежать критической позиции. Зачастую критика, конечно, оправдана: в назывании лучшим того или иного произведения или художника нередко находится место политике, погоне за модой и конъюнктурой момента, избытку (или полному отсутствию) толерантности и инклюзивности.

В этом смысле фонд и арт-центр имени Виктора Пинчука, а также связанные с ними художественные премии, не являются исключениями, за все годы существования испытав (в большинстве случаев, по делу), наверное, весь спектр обвинений в свой адрес. Но скорее исключением, хоть и отчасти, можно считать выставку финалистов Future Generation Art Prize 2017, которая в совокупности с рядом других недавних проектов возвращает PinchukArtCentre с позиции развлекательного комплекса необычных аттракционов на более актуальную художественную территорию.

Ли Жань, Смена ролей второго плана, 2017
Фото: PinchukArtCentre
Ли Жань, Смена ролей второго плана, 2017

Еще на стадии списка участников кураторский проект Анны Смолак бросается в глаза географией происхождения художников, в первую очередь, существенным числом выходцев из африканского континента, который не только для Украины, но и для международной арт-сцены является (возможно, кроме современного искусства ЮАР) территорией абсолютно неизведанной, приоткрытой за последнее время только выставкой “All The World’s Futures” – основным проектом 56-й Венецианской биеннале куратора нигерийского происхождения Окуи Энвезора.

Но африканские корни – не единственная параллель, которую можно нащупать между текущей итерацией FGAP и позапрошлогодней выставкой в Венеции. В своем проекте Энвезор выстроил масштабный срез общемировых процессов из незаурядных локальностей в исполнении более 130 художников, мастерски избегая экзотического угла репрезентации. Куратор Анна Смолак достигает подобного эффекта, даже несмотря на, по понятным причинам, значительно меньший размах.

Один из участников проекта Энвезора, ганский художник Ибрахим Махама, попал в шортлист FGAP с работой на сквозную для себя тему – трансформации труда. Инсталляция Махамы представляет собой огромный стеллаж с инструментами для чистки обуви, некоторые из которых оригинальные и даже раритетные, а некоторые сделаны из предметов, найденных на переживающих стагнацию промышленных предприятиях Ганы.

Ибрагим Махама (Гана) Неориентированный Нканса II. 1901-2030, 2016. Боксы сапожников, строительные панели, части старых поездов,
смешанные медиа
Фото: PinchukArtCentre
Ибрагим Махама (Гана) Неориентированный Нканса II. 1901-2030, 2016. Боксы сапожников, строительные панели, части старых поездов, смешанные медиа

Инсталляция Ибраима Махамы Out of Bounds на Венецианской биеннале в 2015 году
Фото: Artsy / Alex John Beck
Инсталляция Ибраима Махамы Out of Bounds на Венецианской биеннале в 2015 году

Тема финансовых, политических и идеологических потрясений доминировала и среди других работ. Так Сол Калеро из Венесуэлы создала в стенах PAC пункт обмена валют – печальный символ любой экономики в период экономического упадка, весьма актуальный не только для автора, но и для многих других участников из неблагополучных стран, не говоря уже об аудитории.

Обострения конспирологий, сопутствующих любым потрясениям, отлично прокомментирована работой турецкой художницы Асли Чавушоглу «Будущее время», которая создала тираж газеты с предсказаниями турецких ясновидящих про 2 декабря 2017 года. В современном ультрамедийном мире, мире пост-правды, обрушения традиционных связий, в мире бесконечных манипуляций общественным мнением – бульварные пророчества представляют собой такой же надежный источник информации, как и любое СМИ.

Сол Калеро (Венесуэла) Обмен валют, 2016. Прилавок, картины, офисные стулья, растения, витрина, телевизоры, бланки-счета,
ювелирные украшения, постеры
Фото: PinchukArtCentre
Сол Калеро (Венесуэла) Обмен валют, 2016. Прилавок, картины, офисные стулья, растения, витрина, телевизоры, бланки-счета, ювелирные украшения, постеры

Другой важной темой ряда работ был поиск и обретение угнетенной идентичности – будь то идентичность гендерная, как в сложной и многоуровневой со смысловой точки зрения работе Фиби Босвелл «Mutumia» о женщинах африканского племени кикуйю (и о правах женщины в целом), или идентичность этническая, как в коллажах американской художницы нигерийского происхождения Нжидеки Кросби и фильмах китайского художника Жаня Ли, где роли китайцев исполняют «этнически близкие» национальные меньшинства.

Впечатляюще врывается в пространство PAC работа победителя конкурса Динео Сеше Бопапе из ЮАР под названием «mabu/mubu/mmu». Огромные пласты африканской земли на неком интимном уровне заполняют часть помещения арт-центра. Также о столкновении пространств, перемещении между ними, побеге от личных, коллективных и глобальных катастроф работы художницы Фирелей Баэс из Доминиканской Республики.

Динео Сеше Бопапе (ЮАР) mabu/mubu/mmu, 2017 Земля, керамика, травы, кристаллы, уголь, пепел, звук
Фото: PinchukArtCentre
Динео Сеше Бопапе (ЮАР) mabu/mubu/mmu, 2017 Земля, керамика, травы, кристаллы, уголь, пепел, звук

Ключевые и самые сильные работы выставки – о борьбе с угнетениями, поиске себя в мире и мира в себе. На их фоне работы художников более «благополучного» происхождения (причем независимо от фактической биографии), вроде И. Джей Хилла, Энди Холдена или Ребекки Мосс, кажутся герметичными художественными изысканиями, не более.

И тем не менее, несмотря на не слишком располагающий к этому формат шорт-листа премии, выставка получилась невероятно целостной – не хуже классических масштабных проектов PAC вроде «Сексуальности и трансцендентности» 2010 года. Только в отличие от высказывания куратора-пенсионера Экхарда Шнайдера проект Анны Смолак куда более актуален.

Путешествие из зон мнимой стабильности и комфорта в третьи миры турбулентных экономик, родоплеменных идеологий и конспирологий – в объятия всех «негров» этого мира, будь то азиатский актер второго плана или женщина, стоит время от времени совершать каждому. Порой для этого достаточно зеркала.

Выставка 21 номинанта премии Future Generation Art Prize 2017 продлится до 16 апреля.

LB.ua в соцмережах: