Берлинале – фестиваль, который славится своей политической повесткой. На нынешнем киносмотре уже успели выступить за освобождение Олега Сенцова, в нескольких фильмах конкурса поднимался вопрос о правах животных и этичности охоты, конечно же, не обходится без фильмов на ЛГБТ-тематику и на тему мигрантов. Последние две поданы в фильмах-участниках основной программы особенно тонко.
![](https://i.lb.ua/018/13/58a38c21f1ff0.jpeg)
Фильм “Фантастическая женщина” чилийского режиссера Себастиана Лелио открывается видом невероятных водопадов – чуда природы, места отпуска влюбленной пары, которому не суждено случиться. Орландо умрет от аневризмы, а Марина, с которой у него был роман, вынуждена будет переизобретать себя в мире без любимого человека. Опять.
Марину не пустят на похороны родные Орландо, ее выгонят из квартиры, будут толкать и унижать медицинскими процедурами. Можно решить, что такие унижения часто достаются любовницам, но в “Фантастической женщине” есть нюанс: эта женщина – трансгендерная. “Я не понимаю, что ты такое”, – прямо заявит Марине сын Орландо.
Для Марины ее любовь была зеркалом, в котором отражалось ее восприятие телесности, бытия и осознания себя женщиной. После того, как Орландо умер, ей придется заново восстанавливать окрепшую было уверенность в собственной идентичности.
В продюсерах фильма Лелио значится Пабло Ларраин и Марен Аде, чьи “Джеки” и “Тони Эрдманн” бодро шагают по церемониям награждения “оскаровского сезона”; среди вдохновителей – ясно, кто: Педро Альмодовар, выведший тему гендерной и сексуальной идентичностей в большое кино. Между тем, Лелио нашел свой стиль, а за него вполне может получить большую награду на Берлинском кинофестивале в субботу.
![](https://i.lb.ua/047/44/58a38d3cadd5e.jpeg)
Еще один явный фаворит на победу в конкурсе – новый фильм финского режиссера Аки Каурисмяки, трагикомедия “Другая сторона надежды”. Суперчеловечное кино о сирийском мигранте Халеде Али, сбежавшем из Алеппо после того, как практически вся его семья погибла в результате обстрелов. Халед случайно попадает в Финляндию (убегая от польских неонацистов в Гданьске, он забирается в грузовой корабль), пытается получить убежище (финские власти оказываются равнодушными к судьбе беженца и не считают конфликт в Сирии чем-то серьезным и угрожающим) и хочет найти свою сестру, которую потерял где-то в южной Европе.
Параллельно с приключениями Халеда меланхоличный Вальдемар собирает чемодан и уходит от своей пьющей жены (гениальная сцена, достойная отдельной награды). Ему надоело продавать рубашки и он хочет открыть ресторан. В этом ресторане и пересекутся жизни двух главных героев.
Каурисмяки не остался в стороне от темы войны в Сирии и приезда беженцев в европейские страны и рассказал свою, ироничную, местами до слез смешную, но очень тонкую историю о том, как люди иногда остаются людьми. А иногда и нет – режиссер не питает иллюзий по поводу страны, в которой живет, и населяет ее неприятными персонажами, на действия которых часто хочется закрыть глаза.
В компанию к Каурисмяки, будто специально под главу жюри Пола Верхувена (или, точнее, под его последний фильм “Она”) в основной конкурс подобрали несколько комедий.
![](https://i.lb.ua/035/34/58a38e2e674d5.jpeg)
На приз от жюри вполне может претендовать разговорная и очень короткая картина Салли Поттер “Вечеринка”. В этом, похожем на спектакль, фильме рассыпаны жемчуга актерских работ: Кристин Скотт-Томас играет новоназначенного министра, в чьем доме проходит вечеринка; Тимоти Сполл – ее мужа, который в этот вечер сделает два важных объявления; Киллиан Мерфи – банкира, которого все считают бездушным, но это не так; Бруно Ганц – просветленного немца, который считает западную медицину – практиками вуду; Эмили Мортимер и Черри Джонс – лесбийскую пару, которая ждет тройню (или не очень – это нам предстоит выяснить); и Патрисия Кларксон, чьи едкие комментарии стоит растащить на надписи для футболок.
Фильм Поттер фонтанирует диалогами, сюжетными поворотами и заметками на злобу дня – и это при том, что он длится всего 71 минуту. Я смотрела его в зале с нормальными зрителями, а не циничной прессой, – зал реагировал, как дети на поход в магазин мороженого.
При этом в “Вечеринке” нет ничего сверхъестественного – мало того, хочется, чтобы Поттер глубже копнула и добавила слоев своим персонажам, но это уже придирки. Это очень бойкое и яркое (хоть и черно-белое) кино о том, что семейные отношения – не то, чем кажутся, а уже внесемейные – и подавно.
![](https://i.lb.ua/014/14/58a38e98631af.jpeg)
Если возвращаться к реакции зрителей на фильмы, то еще интереснее было наблюдать за залом во время другого конкурсного фильма – австрийской “Дикой мыши” Йозефа Хейдера. Хейдер – известный актер и сценарист, но теперь взялся за режиссуру, и “Мышь” – его дебют, в котором он, естественно, и сыграл главную роль.
Это еще одна трагикомедия – на этот раз о смерти среднего класса в сытой Европе. Любопытно было наблюдать, как зрители то и дело хохотали не то чтобы над шутками, но над самими собой, признанными в уволенном из газеты музыкальном критике, который устроился на работу в парк аттракционов, и его жене – успешном терапевте, которая понимает, что потратила много лет своей жизни не на того человека.
Будь “Дикая мышь” американским фильмом, его бы точно снял Вуди Аллен: тонкокожие критики и их часто надуманные неврозы – прекрасный материал для творчества. Но Хейдер – не Аллен, не Баумбах и даже не Алекс Росс Пэрри, который, как мы уже знаем, тоже ступил на скользкий путь издевательств над интеллектуалами. Поэтому “Дикая мышь” вряд ли стоит того ажиотажа, который вокруг нее создали, – это весьма симпатичное, но довольно плоское кино, которое соберет хорошую кассу в кинопрокате и, возможно, станет национальным австрийским претендентом на “Оскар”.
![](https://i.lb.ua/033/34/58a38f2a69c76.jpeg)
Еще один немецкоязычный конкурсант – на этот раз серьезная драма, “Белые ночи” Томаса Арлслана. Норвежская природа предстает как фон для попыток отца и сына стать настоящими отцом и сыном. У Микаэля (его играет Георг Фридрих, знакомый нам по роли в “Алоисе”) есть 14-летний сын Луис, с которым он мало общается и вообще практически не знаком. Отец Микаэля умирает в родной для него Норвегии и отправиться на похороны главный герой решает со своим сыном. Отношения между ними не ладятся: Луис – подросток, а Микаэль слишком долго его игнорировал, чтобы теперь пытаться наверстывать упущенное.
Режиссер решил показать развитие этих нордических характеров максимально скупо: лицо Микаэля на протяжении всего фильма выражает 50 слабо различимых оттенков печали. Луис от него практически ничем не отличается. Минимализм похвален, только вместе с расширением амплитуды эмоций, которые могли бы испытывать его герои, Арлслан отсекает и то, что могло бы превратить их в убедительных персонажей. Скажем, зачем Микаэлю страдать бессонницей в поездке? Зачем Арслан повез их в Норвегию? Отработать немецко-норвежскую ко-продукцию, скажут нам продюсеры и будут правы, но драматургически-то зачем? Зачем ему нужны были сцены со сверстницей Луиса? Все вышеперечисленное не добавляет персонажам ровным счетом ничего.
![](https://i.lb.ua/115/53/58a38f7c549f2.jpeg)
Поводом для споров между критиками стала новая картина Агнешки Холланд, экранизация романа Ольги Токарчук, “След зверя” – такая себе мисс Марпл в антураже польской деревни, мужская часть населения которой занята исключительно жестоким обращением с животными.
Главная героиня – харизматичная, но не без сумасшедшего огонька в глазах, Душейко (Агнешка Мандат-Грабка, чья актерская работа – единственная причина смотреть этот фильм). Хиппи, бывшая инженер, а нынче –учительница английского в местной школе, Душейко борется за права животных и против охотников, которые не всегда руководствуются календарем и охотятся на все, что душа пожелает.
Конфликт между главной героиней и местными властями обостряется, когда городок наводняют трупы: сначала убивают одного охотника, потом начальника полиции, мэра, владельца лисьей фермы и так далее. Душейко делится гипотезой: возможно, это звери мстят за жестокое с ними обращение, и Холланд охотно эту версию поддерживает кинематографически: олени, кабаны, лисы и другие обитатели леса играют в “Следе зверя” такие же роли, как и местные жители.
Кроме Душейко и четвероногих друзей, мир фильма Холланд населяют персонажи разной степени карикатурности – от парня из технической поддержки полицейского отделения до забредшего из Чехии этномолога, с которым главная героиня разделит любовь к животным.
На теме защиты прав животных (которая в конкурсе Берлинале поднимается не раз – так уж сложилось в этом году) Холланд не останавливается, а вплетает в свой фильм еще и свою версию феминизма. В начале фильма Душейко, живущая бок о бок с природой и пользующаяся ее дарами (в виде урожая и астрологии, очевидно) в одиночку противостоит жестокому миру зашкаливающего тестостерона, уничтожающего все на своем пути.
На орехи достается и католической церкви, чей представитель в фильме поощряет охоту на животных, ведь “у зверей нет души”. Холланд, кажется, всерьез надела на себя доспехи несущего свет истины рыцаря, и оттого “След зверя” становится еще более нелепым.
***
Впереди еще семь фильмов основного конкурса, и вполне возможно, что список фаворитов дополнится еще несколькими конкурентами.
В других программах Берлинале тоже не обошлось без интересных картин, но о них – в следующем выпуске дневника.