ГлавнаяКультура

Нескромное обаяние Шерлока

2012-й год в телевизионном мире начался со 2-го сезона британского мини-сериала “Шерлок” - на британском BBCOne по воскресеньям и на российском “Первом канале”. Планируется ли показ ставшего уже практически культовым сериала про гения сыска и его друга-доктора на украинском телевидении - как обычно, скрыто под покровом тайны.

Нескромное обаяние Шерлока

Для тех, кто еще не знает (хотя таких, судя по всему, осталось уже мало), “Шерлок” - это проект хорошего британского режиссера Пола МакГигана (“Гангстер №1”, “Счастливое число Слевина”) и сценаристов Стивена Моффата и Марка Гаттиса (“Доктор Кто”). Материал Артура Конан-Дойля был переложен на наши с вами реалии, и детективные повести про Шерлока Холмса и доктора Ватсона заиграли совсем другими, новыми и яркими, красками. У Холмса - сайт, посвященный методу дедукции, у Ватсона - блог, в котором он описывает приключения, случившиеся во время раскрытия того или иного дела. Оба зарегистрированы в твиттере, не выпускают из рук смартфоны и регулярно переписываются друг с другом, о чем режиссер нам сообщает, транслируя их сообщения на экран.

Впрочем, преображения коснулись не только главных героев. Брат Шерлока, Майкрофт, работает на правительство Великобритании, будучи при этом своего рода “серым кардиналом”, весьма влиятельным, если не сказать, могущественным. Шерлок сам в этом признается: “Майкрофт и есть правительство”.

Мориарти стал не просто профессором, а “консультантом по преступлениям”, хотя и внешний вид его, по правде говоря, не вызывает ничего, кроме недоумения. Хотя мировое зло - оно ведь такое, маленькое и гаденькое.

Ирэн Адлер из “Скандала в Богемии” (название серии “Скандал в Белгравии”) в версии Моффата и МакГигана оказывается не просто авантюристкой, у которой завалялась компрометирующая члена королевской семьи фотография, а, ни много ни мало, дамой, оказывающей особые услуги для высших чинов Лондона. К трепетному прозвищу “Та Женщина” (The Woman), которое Холмс дал ей после провалившегося дела, для пущей ясности приклеили еще одно - “Доминатрикс”. При помощи последнего сценаристы пытаются еще более доступно объяснить, как случилось, что Адлер оставила в сердце величайшего сыщика такой ощутимый след.

Инспектор Лестрейд - пожалуй, один из немногих, кто не особо изменился с конца XIX века. В британском сериале он, конечно, не такой колоритный, как персонаж Брондукова в советской экранизации, но отведенную ему роль играет, как и положено. То же самое касается и миссис Хадсон, хозяйки квартиры, которую снимают Холмс с Ватсоном. Она - довольно эксцентричная пожилая женщина, что, впрочем, не делает ее более оригинальной.

Интересные изменения настигли героев повести “Собака Баскервилей”. Нет больше молодого лорда Баскервиля, которого пытаются свести с ума из-за наследства. Есть перепуганный до смерти Генри Найт, чьего отца двадцать лет назад загрызла экспериментальная собака размером с лошадь. Такие собаки якобы выводятся в закрытой военной лаборатории в Дартмуре. Мортимер и Стэплтон - женщины, причем обе - докторы. Мортимер - психиатр бедняжки Найта, а Стэплтон выводит сверхсекретных экспериментальных флюорисцентных кроликов в этой самой таинственной лаборатории. От Бэрримора осталась только борода и грозный взгляд, роль его сведена к минимуму, непростительному для экранизации этой повести Конан-Дойля.

Оглянувшись назад, понимаешь, что серия “Собаки Баскервилей” в пересказе выглядит почему-то особенно упоительно. Тем не менее, учитывая, что детективная интрига в этом эпизоде безнадежно сгинула на болотах, именно вторая серия второго сезона в какой-то мере является квинтэссенцией всего сериала.

Очевидно, что в “Шерлоке” детективный сюжет - не главное. Для того, чтобы это понять, достаточно посмотреть довольно туманную серию с Ирэн Адлер или хотя бы опус по собак Баскервилей. Да и то, с какой легкостью персонажи из 19-го века перебрасываются в наше время твитами и снабжаются гаджетами, - тоже, по сути, не важно. Обозреватель из Guardian логично предположил, что бегающие по экрану буковки из смс-ок Холмса или Ватсона всего лишь маскируют плохую режиссерскую работу Пола МакГигана. Мы же, в свою очередь, отметим, что МакГигану, снявшему в свое время самый лучший в мире фильм про силу искусства - “День расплаты”, можно простить даже это. Даже если бы он этими буковками заполнил весь экран, закрыв светлый лик Бенедикта Камбербэтча. Но вернемся к нашей теме.

Самое важное в сериале “Шерлок” - то, что приклеило намертво 9 миллионов зрителей к экрану - это, очевидно, отношения между Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном и игра обоих актеров, исполняющих эти роли. Бенедикт Камбербэтч - хороший театральный актер, дает тут все то, за что телезрители любили доктора Хауса (списанного, ясное дело, с первоисточника Конан-Дойля) и за что любят физика-теоретика Шелдона Купера из “Теории большого взрыва”. Активный социофоб, мизантроп, закопавший свою совесть где-то очень глубоко во благо разгадывания загадок и отмщения злу, герой с андрогинной внешностью, возведенной в такой культовый статус, что одна мысль о том, что Шерлок может влюбиться, - кажется страшной ересью.

Мартин Фриман дает такого Ватсона, который нужен конкретно этому Холмсу. Он - часть механизма, без которого история про безумного сыщика с Бейкер-стрит просто не будет работать. Сходить с ума в одиночку можно, только в рамках телесериала это не так интересно. Поэтому к невротичному, наверняка страдающему легкой формой синдрома Аспергера (как никогда модный диагноз героям нашего времени) Шерлоку приставлен благородный тихоня Ватсон, который одновременно и скромный статист из “Реальной любви” и будущий Бильбо Бэггинс из “Хоббита”.

Привести бы сюда маму Леонарда из “Теории большого взрыва”, так она бы точно сказала, что эти двое образовали “эрзац гомосексуальной пары из-за нехватки женского внимания” и боязни это внимание на себя обратить. Но любой маркетинг побеждает психоанализ. Союз Шерлока и Ватсона - попросту модный, и вряд ли несет на себе какую-либо другую нагрузку. В каком-то смысле эта сладкая парочка является наглядной иллюстрацией того, чего корыстная Велма Келли из мюзикла “Чикаго” хотела от не менее корыстной Рокси Харт - дуэта-бомбы, зажигающего на подмостках:

Мода на “Шерлока” достигла апогея и вызрела в перерыве между сезонами, создав армию последователей и фанаток, отчаянно постящих красивые кадры из серий в своих блогах на Tumblr. Украинская блогосфера тоже не осталась равнодушной к этому сериалу. Обсуждения каждой серии затмили все тренды, беспокоившие их умы перед новым годом. После наступления 2012-го и дело Тимошенко, и злополучную “йолку” на Майдане заменил Шерлок Холмс.

К сожалению, осознание того, что Шерлок 2.0. стал до неприличия популярным и дальше можно не напрягаться, пришло к создателям проекта очень рано.

Слишком многое в сериях второго сезона (пока что двух из них, третья на подходе) посвящено тому, как Шерлок Холмс выуживает из воздуха умозаключения с помощью своего метода и подначивает ими всех окружающих. Если в современный мир и пришла мода на мозги, то лишь затем, чтобы вложить в уста культового персонажа слова “Think. It’s a new sexy”, а в его руки - телефон Блэкберри, и продать их в паре.

Все это звучит довольно по-занудски, конечно, но, следует признаться, этот текст не за тем, чтобы уличить противных капиталистов в продаже последнего, что осталось на Земле стабильным - интеллекта. Он пишется с довольно эгоистичной целью - выяснить, почему “Шерлок” не производит должного впечатления, особенно на тех, кто любит и “Теорию большого взрыва”, и всяких там попсовых докторов Хаусов, и прочие душещипательные истории про мизантропов и их никем не понятые души.

Боюсь, что “Шерлок” доведет едва начавшуюся тенденцию романтизации “ботаников” до черты, за которой - пропасть, из которой вылетают цитаты из Ницше, набранные в поле для твитов, бездна, украшенная стразами, круги ада и прочие нехорошие вещи, которые, впрочем, продаются лучше, чем хорошие. Пока что “Шерлок”, при всей своей разухабистой харизме, держится в рамках добра и зла. Но следующая серия (написанная, к слову, автором самой слабой серии из прошлого сезона, Стивеном Томпсоном) может решить все.

Называется она “Рейхенбахский водопад” и, как вы уже наверняка поняли, в ней будет показана схватка между Шерлоком Холмсом и профессором Мориарти, которая в данном конкретном случае уже не так важна. Странно, но похвально, что сценаристы не достали козырь сражения на водопаде для того, чтобы окончить еще первый сезон. Но штука в том, что при нынешнем положении дел в “Шерлоке” победа одного интеллекта мирового значения над другим вообще не стоит свеч. Главное, чтобы костюмчик сидел.

Дарья Бадьёр Дарья Бадьёр , Редактор отдела "Культура"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter