ГоловнаКультура

Финчер и феминизм

Первая важная премьера в кинотеатрах начала 2012 года – новый фильм Дэвида Финчера, экранизация шведского бестселлера Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона».

Вопрос – а зачем великому и могучему режиссеру снимать такой же фильм, как сняли шведы в 2008-м – стал общим местом, с которого начинаются практически все обсуждения нового творения Финчера. Ответ простой: Финчер не виноват, что шведы добрались до собственного национального бестселлера раньше, чем Скотт Рудин успел вздрогнуть, мысленно подсчитать прибыль от проекта и купить права на экранизацию. Более того, всем бы быть такими шустрыми, как шведское кинопроизводство, у них нужно поучиться.

Если отвлечься от локальной экранизации, то в принципе, несложно догадаться, что «Девушка с татуировкой дракона» - абсолютно Финчеровский материал. Серийный убийца, разбрасывающийся библейскими цитатами, абсолютное зло в лице корпоративной династии и работника службы опеки (тут заманчивая “левизна” Ларссона начинает немного сбоить) и, конечно же, никаких выстрелов в вечность. Только сегодняшний день, только хардкор.

Фото: B&H

Последние два пункта Финчеру удаются лучше всего. “Семь”, “Игра”, “Бойцовский клуб”, “Зодиак”, и “Социальная сеть” – все они, так или иначе, сняты о том, чем дышит новый человек. Дышит он, в основном, насилием, паранойей, одержимостью, жаждой наживы, иногда - анархистскими примочками в духе Тайлера Дердена и мизантропией, которая оказалась еще более продаваемым продуктом, чем наклейки с Бритни Спирс или Hello, Kitty. “Девушка с татуировкой дракона” не является исключением.

С хардкором в новой “Девушке с татуировкой дракона” тоже все в порядке - кто читал книгу и видел шведский фильм, тот поймет, о чем идет речь. К тому же, здесь Финчер оторвался на полную катушку, вспомнив молодость, когда он делал лучшие на свете клипы для Мадонны и Майкла Джексона. Довольно бодрый, не смотря на общую размеренную атмосферу фильма, и рваный клиповый монтаж, который перебрасывает тебя с одного места в другое со скоростью, которую не успевает зафиксировать мозг, предваряют вступительные титры. Титры - своего рода музыкальный клип на кавер-версию песни “Immigrant Song” от Трента Резнора (снова номинированного на “Золотой глобус” за саундтрек) и Карен О. Но и клип не такой простой, как мог бы быть. Он - краткое содержание и ключ к пониманию Финчеровской версии “Девушки с татуировкой дракона”.

Пока все гнались за тем, чтобы выудить из книги Ларссона актуальную левизну, феминизм и прочие интересные вещи (он был известным на своей родине антифашистом, к чему и нас призывает посредством своей книги), Финчер угнался за тем, чтобы сделать из Микаэля Блумквиста и Лисбет Саландер людей, а не персонажей из идеологически выверенных комиксов-бестселлеров. Блумквист - растерянный и довольно слабый духом мужчина, и своим неудачам и судебным процессам с магнатами он обязан только тем, что не довел дело до конца, сдался на полпути и проиграл. Весь фильм Крэйг играет человека, который, кажется, вот-вот сдастся, поедет в свой Стокгольм и там тихонько сопьется.

Лисбет Саландер у Финчера - андрогин, стихийное бедствие с выбеленными бровями, высоким уровнем интеллекта и неприязнью ко всему, что шевелится. В шведском фильме Саландер немного грубоватый, но все же неплохо сыгранный, набор стереотипов о женщине, которой наплевать на многие вещи, привязанность к которым делает ее женщиной. У Финчера она оживает и превращается из андроида в человека и практически культового персонажа. Правда, затем, чтобы понять, что андроидом все-таки быть немножко получше, а от социальных связей, в том числе и феминистического толка, ничего хорошего ждать не приходится.

Фото: B&H

По сути, “Девушка с татуировкой дракона” Финчера - не о “Мужчинах, которые ненавидели женщин” (оригинальное название романа), а о том, как полезно вовремя лишаться привязанностей, пока ты не стал частью криминальной хроники. В этом плане Финчер не стесняется и довольно очевидным образом рифмует человеческие симпатии и стремление к теплу и душевности на фоне холодных пейзажей с милым котиком, который селится в хижине у Блумквиста, покуда тот расследует убийство девушки. Как только начнешь о нем заботиться и захочешь покормить, ему тут же отрежут голову и выложат тебе на порог. Как только начнешь проникаться к человеку симпатией и подписываешь ему рождественскую открытку с лошадкой, он тут же уходит от тебя к другому человеку.

Это хорошо, что “Девушка с татуировкой дракона” открывает 2012 год в кинотеатрах. Хорошо, когда год начинается с отрезвляющей (во всех смыслах) истории о том, что близкие люди - самые жестокие. Мы немного похнычем, постоим, ошарашенные, но, в конце концов, выбросим ненужное на помойку и помчимся вдаль на своих мотоциклах. Главное - вовремя оборвать провода.

В прокате с 5 января.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
LB.ua в соцмережах: