Профессор Преображенский принципиально не читал советских газет - берег здоровье. И правильно, между прочим, делал. Только он ведь и остальным не советовал особенно рьяно увлекаться регулярным изучением разнообразных, в т.ч. и зарубежных, злокозненных СМИ. Не стоит, говаривал он, бывало, доктору Борменталю, бездумно аккумулировать вокруг себя негативную энергию.
Думаю, к рекомендациям столь опытного и авторитетного специалиста не грех было бы прислушаться и нам. Тем более что рецепт профессорского душевного и физического здоровья исключительно прост: не всё читать, что написано, не всё смотреть, что показывают, и не слушать всего, о чём все вокруг только и говорят. Ведь кроме очевидного морального вреда - это ещё, оказывается, весьма опасно и для физического здоровья! И это не гипербола, это научно доказанный факт. И вот вам в качестве такого доказательство ещё одна, не столь уж давняя, как у австрийца Виктора Франкла, но такая же весьма поучительная история.
Речь пойдёт об известнейшем американском политическом журналисте Нормане Казинсе, который многие годы занимался изучением биохимии эмоций, а последние 10 лет своей жизни преподавал этот предмет в Медицинской школе Калифорнийского университета Лос-Анджелеса. Кроме того, более 25 лет он был редактором крупнейшего американского еженедельника «Saturday Review». А ещё, Казинс автор шестнадцати книг, в том числе знаменитой книжки-бестселлера - «Anatomy of an illness as perceived by the patient: reflections on healing» («Анатомия болезни в восприятии пациента: размышления об исцелении»). Вот о ней-то я и хочу вам сегодня рассказать. У нас она не переводилась, но суть книги, составленная мною из ряда её цитат, состоит в следующем. Итак, рассказывает Норман Казинс.
«В августе 1964 г. я вернулся домой из заграничной командировки, чувствуя легкое недомогание. Сначала это была небольшая лихорадка, появление ломоты во всем теле, причем состояние быстро ухудшалось. Через неделю мне уже стало трудно поворачивать шею, ходить, шевелить пальцами, подымать руки.
В общем-то, я становился неподвижным, я буквально окаменел. Я уже с трудом двигал конечностями и даже поворачивался в постели. На всем теле появились узелки, утолщения, затвердения под кожей, указывающие на системный характер заболевания.
В самый тяжелый момент болезни у меня почти не раздвигались челюсти.
У меня все кости, особенно позвоночник и суставы болели так, как будто меня переехал грузовик».
В том же году у 49-летнего Казинса был диагностирован тяжелейший анкилозирующий спондилоартрит (у нас этот недуг называют болезнью Бехтерева). Всё начинается с малозаметного воспалительного процесса в суставах и связках позвоночника. Вскоре воспаление разрушает хрящ. Со временем сустав в этом месте прорастает соединительной тканью, которая затем замещается костной. В результате происходит окостенение - позвоночник и суставы абсолютно обездвиживаются. И всё это сопровождается сильнейшими непрекращающимися болями.
«Я спросил у нашего доктора, каковы мои шансы на выздоровление, - продолжал свой рассказ Казинс, - Он был честен и искренен, и откровенно признал, что один из специалистов сказал ему, что у меня есть один шанс из пятисот. Этот же специалист признался, что лично он никогда не был свидетелем выздоровления при таком серьезном состоянии. Всё это заставило меня крепко призадуматься.
До этого времени я был более или менее расположен позволять докторам беспокоиться о моем состоянии здоровья. Но теперь я был вынужден начать действовать лично. Мне было абсолютно ясно, что если я собираюсь стать тем самым одним из пятисот, мне лучше делать что-то самому, а не просто быть пассивным наблюдателем».
Обратите внимание, какое замечательное качество личности - способность и желание брать инициативу, а с ней и всю ответственность за себя, в свои руки! Между прочим, именно такие люди никогда не пропадают!..
«Я вспомнил, что десять лет назад или ещё раньше, читал классическую работу Ганса Селье «Стресс жизни». С абсолютной ясностью Селье детально проанализировал отрицательные последствия отрицательных эмоций на биохимические процессы в организме. И у меня в уме возник неизбежный вопрос: а как насчет положительных эмоций? Если отрицательные эмоции вызывают отрицательные химические изменения в организме, не смогут ли положительные эмоции вызвать положительные химические изменения? Не могут ли любовь, надежда, вера, смех, доверие и воля к жизни иметь терапевтическую ценность?..».
Абсолютно логичное предположение! Еще в 17-м веке английский врач Сиденгам писал: «Прибытие паяца в город значит для здоровья его жителей куда больше, чем десятки нагруженных лекарствами мулов».
Но лишь более чем через 300 лет медикам удалось установить, что в коре головного мозга и в правду есть определённые участки отвечающие за общее физическое здоровье человека и счастливое восприятие им жизни. И что стимуляция этих зон действительно позволяет излечивать множество заболеваний!
Всё вроде бы хорошо, но, к сожалению, в распоряжении медицины оказался только один препарат, который мог оказывать воздействие на эти зоны – это кокаин. Но, сами понимаете, лечиться такими дозами кокаина…
И тогда Казинс решил подойти к своей болезни по-другому.
«Если отрицательные эмоции считаются причинами многих заболеваний, то
положительные, в ударных дозах, возможно, приведут меня к
выздоровлению? Ну, а уж если мне суждено умереть, то я, хотя бы проведу
остаток жизни весело...», - здраво рассудил Казинс.
«Надеяться, любить и верить - для меня это было достаточно легко, но вот как насчет смеха?
И я разработал целую программу. Хорошо бы начать, думал я, с комических фильмов.
Медсестра получила инструкции, как показывать фильмы. Мы даже смогли достать несколько старых пленок братьев Маркс. Мы опустили шторы и включили кинопроектор.
И это сработало! Я с радостью обнаружил, что десять минут безудержного смеха - буквально до коликов - дало анестезирующий эффект и позволило мне проспать два часа без боли. Когда болеутоляющий эффект смеха испарялся, мы снова включали кинопроектор. Иногда медсестра читала мне выдержки из юмористических книг».
Я тут сразу же подумал: интересно, что стало бы с Казинсом, если бы медсестра познакомила его с некоторыми выступлениями и поступками отдельных представителей высшей украинской власти!Как двинулось бы лечение! Представляете!..
«Вопрос был только в том, насколько научно обоснована была моя вера, что смех - так же, как и все положительные эмоции, в общем - повлияют на биохимические процессы, сдвинув их в лучшую сторону?
Поэтому у меня проверяли скорость оседания эритроцитов, сигнализирующую о наличии в организме воспалительного процесса, прямо до «сеанса смеха» и через несколько часов после серии сеансов. И каждый раз цифра снижалась, как минимум на пять единиц!».
Фантастика, правда!.. Это только сейчас учёные выяснили, что положительные эмоции тормозят продуцирование головным мозгом гормонов стресса – адреналина и кортизона, стимулируя при этом усиленный выброс эндорфина, дофамина и серотонина, называемого ещё «гормоном счастья». Эндорфины активно поступают в кровь, они притупляют боль и вызывают чувство удовлетворения. А сам процесс смеха биохимически насыщает кровь кислородом, укрепляет сосуды и иммунную систему, что имеет важнейшее значение при защите от множества болезней, включая такие тяжёлые, как рак, сложные вирусные инфекции и размножение опухолевых клеток.
«Я был окрылен тем открытием, что древняя теория, согласно которой смех - это хорошее лекарство, имеет под собой физиологическую базу.
Я не верил своим глазам, но мне казалось, что утолщения и узлы на шее и на тыльной стороне ладоней начали уменьшаться. Я уже не сомневался, что добьюсь своего и верну себе обратно свое здоровье. Я мог двигаться - невозможно описать, как прекрасно это ощущение»!
Казинс быстро шёл на поправку. Он всё больше убеждался, что какие бы неприятности нас не подстерегали, какие бы досадные «сюрпризы» не преподносила нам судьба, в каждой ситуации можно отыскать что-то позитивное, надо только постараться взглянуть на неё через призму оптимизма. Очень часто в жизни комическим или трагическим является не то, что с нами происходит, а лишь наш специфический взгляд на происходящее. И в нашей власти поменять этот вредный «минус» на мощный «плюс»!..
«Я вовсе не хочу делать вид, что все мои немощи исчезли в мгновение ока. Еще много месяцев я не мог поднять руку, чтобы достать книгу с верхней полки. Пальцу мои не так ловко, как мне бы хотелось, двигались по клавишам органа. Моя шея не поворачивалась, как следует. Колени иногда дрожали и ноги подкашивались; время от времени я был вынужден носить специальный корсет. Но я уже мог скакать на лошади, не боясь упасть, и держать кинокамеру твердой рукой. Исполнилась моя мечта: я мог снова играть токкату и фугу ре минор Баха, хотя теперь руки были чуть более жесткими и менее послушными, чем я надеялся. Но при этом я достаточно оправился, чтобы полностью вернуться к своей работе и это само по себе было для меня чудом!».
Удивительное перевоплощение! Многие годы безуспешно боролись с подобной болезнью чешский писатель Карел Чапек, миллиардер Аристотель Сократ Онасис и советский писатель, обездвиженный и ослепший от этого недуга, Николай Островский, автор романа «Как закалялась сталь». Но в отличие от них, Норман Казинс свою болезнь победил!
«Люди часто спрашивают меня, что я думал, когда специалисты утверждали, будто моя болезнь прогрессирующая и неизлечимая. Ответ прост. Поскольку я не принял приговор врачей, я не попал в капкан страха, отчаяния и паники, которые часто сопутствуют болезням, кажущимся неизлечимыми», - сделал свой вывод Казинс.
Вот в этом, вероятно, и заключён главный рецепт человеческого выживания: всеми силами стараться не попасть в капкан страха, отчаяния и паники! Бороться и верить в победу. И никогда не сдаваться!
К сожалению, это всё ещё не очень похоже на душевное состояние многих нынешних украинцев. Их всё ещё гнёт к земле многолетняя привычка к смирению и фатализму, страсть к воспеванию парализующей волю скорби. А наши немногие жизнелюбы и оптимисты дружно высмеиваются и гневно обвиняются унылой толпой в преступном игнорировании надвинувшихся на страну кошмарных бед и проблем, а иногда, даже хуже того, в небескорыстном обслуживании существующей власти! Но зато, как всегда, в негласном почёте у нас пессимисты и циники, не дающие обществу поднять головы, чтобы увидеть возможность для лучшего будущего, для успеха, для победы.
А свой рассказ Норман Казинс завершил так:
«Я научился ещё кое-чему. Я перестал недооценивать способность человеческой психики и человеческого организма к исцелению - даже, когда прогнозы кажутся совершенно безнадежными. Жизненная сила - это может быть наименее понятная сила на земле. Вильям Джеймс утверждал, что у человеческих существ имеется тенденция слишком ограничивать себя пределами, которые они сами себе ставят».
Норман Казинс умер от сердечной недостаточности 30 ноября 1990 года в Лос-Анджелесе, Калифорния, в возрасте 75 лет, пережив на 26 лет срок, который отпускали ему врачи.
«Прогресс начинается с веры в то, что необходимое всегда возможно», - не уставал повторять он. Вот это умный мужик! Ведь сколько надежды в унылые украинские сердца могло бы вселить следование подобному принципу жизни!
Может хоть с Нового года, всё-таки, попробуем?.. А?..
С Новым годом!..