ГоловнаКультура

Александр Васютинский: "Я одессит, чем очень горжусь, не смотря на то, что более 25 лет живу в Москве"

МОСТ-Одесса. 28 января

В Одессе, по мнению многих, на один квадратный километр всегда рождалось чуть больше талантливых людей, чем в любом из европейских городов. Среди них писатели, поэты, художники, краеведы, ученые, актеры и просто замечательные люди, которыми гордится город. Кто-то из них из них, правда, уехал и стал американским художником или итальянским поэтом, российским актером, режиссером, продюсером или музыкантом. Но все они называют себя одесситами. И с огромной радостью и любовью каждый раз возвращаются в родной город.

С одесситом Александром Васютинским - актером, сценаристом, режиссером, продюсером, человеком большого юмора и широкой души, известном зрителю по фильмам "Роковые яйца", "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина", телесериалам "Клубничка", "Моя прекрасная няня", "Кто в доме хозяин? ", во время последнего приезда в Одессу встретился и поговорил корреспондент ИА "МОСТ-Одесса".

- Александр Леонтьевич, в какой момент Вы решили стать актером?

- Сейчас об этом вспомнить сложно, я учился в классе 8-9, наверное, тогда у меня и возникла мысль стать актером. В то время и даже раньше, я ходил на различные кастинги, в частности, на них меня водила мама. Я принимал участие в кастинге на съемку фильма "Приключения Электроника" Одесской киностудии. Потом мне удалось сняться в фильме "Школа" по мотивам одноименной повести Аркадия Гайдара.

Одним из самых важных моментов в моей творческой судьбе, я считаю, приезд в Одессу Олега Павловича Табакова в 1980 году. По инициативе тогдашнего директора Дома Актера Ирины Григорьевны Кузнецовой Табаков организовал и возглавил в Одессе театральную студию "Эксперимент", куда я попал. Именно студия "Эксперимент", где были замечательные одесские артисты-преподаватели Ирина Аминова, Анатолий Падука, которые в отсутствие Табакова руководили студией, определила то, что со мной случилось потом. Я уехал в Москву по благословлению Табакова. Потом поступил в Школу-студию МХАТ. Закончил ее. Начал служить во МХАТе им. А.Чехова под руководством Олега Ефремова. И в Одессу больше не вернулся. Приезжаю только к родным на море. Но считаю себя одесситом.

- А что Вы чувствуете, когда приезжаете в Одессу?

-Я одессит, чем очень горжусь, не смотря на то, что более 25 лет живу в Москве. Когда приезжаю в Одессу чувствую себя по-разному. Больше чувствую родной город, когда нахожусь вдалеке, тогда возникает ощущение ностальгии, желание навестить и увидеть Одессу снова. В самой Одессе, я ничего не чувствую, здесь я живу. Иногда удается поработать в родном городе, выступить со спектаклем, что очень приятно. В марте месяце мы с Мишей Ефремовым и Валерой Гаркалиным приедем в Одессу со спектаклем "Мошенники".

- Об Олеге Ефремове, под чьим началом и Вы работали, написали и сказали уже многое. Что бы добавили от себя?

- Я многим обязан Олегу Николаевичу Ефремову. Тем, что он взял меня в театр. Тем, что на протяжении 12 лет я видел, слышал, соучаствовал в жизни художественного театра. Я видел Великих на сцене. Это помогло сформировать критерии актерской профессии. Бесценный опыт - учишься отделять хорошее от плохого, качественное от некачественного, что в итоге формирует тебя не только как актера, но и как личность. Олег Николаевич был прирожденный лидер. Таких людей рождает эпоха. Он был ярко выраженным лидером, абсолютно харизматичным авторитетом. Он был великолепным актером, режиссером, руководителем театра. Но, прежде всего, говоря о Ефремове, нужно говорить о его личности - его творческое, профессиональное обаяние - вещи необъяснимые. Если бы их не было, он бы не создал "Современник". И "Современник", и МХАТ - все держалось на его интеллектуальном и человеческом обаянии. Олег Ефремов анализировал, шел эпохой, дышал эпохой, очень серьезно относился к театру, который для него существовал в определенном времени. Для него театр - не развлечение, а миссия. В контексте, жизни, страны, истории и театра.

Вспоминаю один интересный случай. Л. Петрушевская принесла пьесу "Брачная ночь или 37 мая". Олег Николаевич пригласил молодых артистов и сказал: "Ребята, надо сделать. Сделать современно". К работе подключился молодой и талантливый Игорь Васильев. Он стал нас водить по художникам каким-то, что-то творить "современное". Получился такой авангардистский спектакль.

Несколько не в "ефремовском духе". Редкий случай, когда Худсовет не принял постановку. И Ефремов взялся спектакль переделывать. И мы, четверо молодых артистов, оказались один на один с Олегом Николаевичем. Не как с худруком театра, не как с человеком, который ходит в высшие кабинеты власти, а как с единомышленником. Тогда я понял, почему возник "Современник", в чем секрет этого театра и в чем секрет самого Ефремова. Ефремов, как свойственно многим режиссерам, сам показывал, как надо играть и как это правильно делать. Этим, кстати говоря, отличался и Е. Евстигнеев, который был моим педагогом, но чей показ мне только в молодые годы морально скорее вредил даже - я понимал, что никогда не смогу так сделать, и мне хотелось уехать куда-нибудь, убежать и не видеть больше ничего и никогда. Ефремов, на мой взгляд, был в показе более продуктивен - вместо меня он выходил в роли молодого провинциала, женившегося на москвичке. С чемоданом в руках он заходил в комнату, и первая фраза "А где мама твоя?" создавала ощущение современности и правды. У Ефремова, было потрясающее чувство правды. "Современник" вырос с этим чувством правды. Этой правдой Ефремов завоевывал тут же. Он жил этой правдой. Правдой жил его театр. Одним словом Олег Ефремов - человечище!

- Скажите, Александр Леонтьевич, почему Вы взялись за постановку именно "Мошенников"?

- Я очень хотел сделать спектакль в жанре импровизации, близком к итальянской комедии масок. Спектакль "Мошенники" создавался по мотивам произведений великого итальянского драматурга Дарио Фо, получивший Нобелевскую премию по литературе, как единственный продолжатель средневекового фарса в современном театре. Дарио Фо по жанру - современный итальянский Аркадий Райкин. Его пьесы отличаются от других современных постановок - здесь нет адюльтера, нет любовников в шкафу или под диваном, нет соблазнения, женской неверности - всего того, чем отличается бульварный театр. Тут присутствует социальный юмор, отчасти достаточно злой. Пьесы Фо отличает импровизация, фарсовое начало, отказ от психологизма, соединение реальности и фантастики, гротеск, буффонада, высокий ритм, использование музыки и песен. Среди лучших его произведений - "Мистерия-буфф" - комическая мистерия по сюжетам Евангелий и средневековых хроник Италии и других европейских стран, "Случайная смерть анархиста" - яркое, сценичное, искрящееся юмором произведение, трехактная пьеса "Архангелы не играют во флиппер" - фарсовая комедия, сатира на чиновничью бюрократию, которая и легла в основу нашего спектакля "Мошенники". По форме и жанру комедии Фо - это фарсы, стремительные, острые, блистательно разработанные. Пьесы имеют открытую структуру, они могут принимать и принимают новые сюжеты, новые сцены, при этом структура их не нарушается, а остается устойчивой. Каноническая пьеса Фо - запись сценария спектакля. Но сам спектакль - это импровизация от имени маски. Не от актера, не от себя, а именно от имени маски. В этом заключалась сложность, необычность и прелесть постановки "Мошенников" - спектакль рождался нами непосредственно на сцене.

Да, был сюжет, который мы могли бы просто сыграть. Но тогда бы это не был спектакль в стиле дель арте, не был бы спектакль по пьесе Фо. Для наших актеров, воспитанных в традиции русского реалистичного театра, поначалу было сложно понять, что же от них требуется. Но, разобравшись, они начали творить, создавать спектакль вместе со мной. Удачные импровизации от лица роли-маски собирались в своеобразную "корзинку", из которой складывался спектакль. Спектакль - живой, сиюминутный организм. Из этой копилки постоянно вынимаются новые импровизации. Спектакль живет и развивается. Не существует двух одинаковых спектаклей по пьесам Дарио Фо, да и опубликованные варианты пьесы отличаются один от другого. От спектакля к спектаклю меняется аудитория, меняется мир за стенами театра. Спектакль может отражать и отражает современные политические, нравственные и социальные проблемы общества. Зритель является непосредственным участником спектакля. Четвертая стена как бы отодвигается, и актер-маска выходит в зрительский зал, где непосредственно творит. Бывали случаи, когда реплики, которые казались мне сомнительными, вызывали у зала бурную реакцию. Например, в городе Волгограде, когда наш герой сказал: "Я предлагаю устроить децимацию - казнить каждого десятого чиновника из администрации, полиции, министерства обороны", зал встал и начал хлопать.

Видимо, в Волгограде накипело. Этот материал мне нравится и помимо жанра тем, что тут еще есть и какая-то тема социальная, тема маленького человека. Вместе с тем это произведение и о власти искусства над людьми, одной из излюбленных тем театра Фо.

- Есть ли у Вас любимая сцена в "Мошенниках"?

- Наверное, для меня это сцена допроса. Как бы, не складывался спектакль, эта сцена всегда идет очень точно и выходит замечательно. И сцена с митингом. Пожалуй, всегда жду этого момента, как в первый раз. Момента, когда артисты работают с залом напрямую. Люди, сидящие в зале - это и есть люди, встречающие министра. В этом смысле поведение "маски Ефремова", ну непредсказуемо! Какое сегодня настроение в зале, что он будет делать? Все зависит от конкретного момента.

- Расскажите об актерах, участвующих в этом спектакле.

- Не каждый хороший артист может играть комедию, тем более комедию-импровизацию. Комедия, при всей легковестности - жанр серьезный, порой даже более серьезный, нежели драма или мелодрама. Это жанр открытый, площадный - он сразу выявляет посредственность. Это - лакмусовая бумажка для артиста. В "Мошенниках" играют Михаил Ефремов, Валерий Гаркалин, Лена Оболенская, Ирина Цывина и еще двое учеников Гаркалина - это Максим Мальцев и Михаил Манец. В общем, у нас получилась такая вот уже сложившаяся команда. Представлять Михаила Ефремова, я думаю, не имеет смысла - его и так все знают. Могу сказать только, что он играет в этом спектакле не одну роль, а много - пять, он меняет личины. Есть неожиданные роли, даже другого пола. С Валерием Гаркалиным мы давно знакомы и дружны, этот актер чувствует ткань и природу импровизации, он, как профессор Гиттиса, занимается именно этим со своими студентами. С ним очень легко работать в этом смысле. Мы существуем с ним на одном поле. Смотреть за работой этих актеров - удовольствие для зрителя. Кроме актеров, как того и требует традиция комедии дель арте, на сцене присутствует оркестр - московское инструментальное трио "Pakavait", в исполнении которого звучит джазовая музыка.

Так, что приглашаю одесситов на спектакль, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Справка

Александр Леонтьевич Васютинский родился 2 октября 1964 года в городе Одессе. Окончил Одесский театральный лицей, затем школу-студию МХАТ. С 1989 по 2001 годы работал в МХАТе им. Чехова, где сыграл более 20 ролей в спектаклях театра. В 1996-1997 годах пробует себя, как сценарист компании "Голдвидео". С 1996 года начинается и продюсерская деятельность: выступает продюсером спектаклей "Контракт" Ф. Вебера, "Призраки" Э. Де Филиппо, "Маленькие аферы большого города" Д. Фо. В 2000-2002 годах сотрудничает с телекомпанией НТВ, где выступает режиссером юмористических программ "Откройте, милиция!" "Музей дурацкой славы", "НВП.ru", "Осторожно, телевидение!". На театральной сцене ставит спектакли - "Идеальное преступление", "Невеста для банкира", "Мошенники".

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram