ГоловнаБлогиБлог Юрия Збитнева

Технологии украинской весны: от бунта к изменениям

Когда право превращается в бесправие, сопротивление становится обязанностью каждого законопослушного гражданина

Станет ли 2013-й переходным от глухого «народного ворчания» в сети и на кухнях к фазе народного бунта? На протяжении 2011-2012 годов, то тут, то там вспыхивали очаги народного недовольства по отношению к резонансным преступлениям с участием депутатов, милиционеров,мажоров, или чиновничьих родственников различных уровней украинской власти. Но все они проходили более-менее мирно, если не считать ПР-акцию с брызганьем газовым баллончиком в лицо беркутовцам во время «мовного майдана». «Языковая голодовка» посвященная закону Кивалова-Колисниченко, годовщину которой можно отмечать именно в эти дни, не переросла в какие-то значимые протестные акции, а превратилась в привычный элемент телевизионных шоу.

Фото: klichko.org

Из активных акций, можно отметить попытку захвата одесской мэрии в конце декабря 2012 года, но это скорее было медиа-паразитирование парламентской партии на протестах предпринимателей в русскоязычном регионе.

2013 год показал, что арсенал протестных действий у населения расширяется, при этом наиболее активно вспышки народного гнева происходили в областях, которые считаются базовыми для Партии Регионов. Как и в 2011-2012 годах это акции были организованы местными активистами и вызваны фактами произвола и насилия со стороны властей.

Первой ласточкой 2013 года стал захват независимым шахтерским профсоюзом кабинета директора ОП «Шахта «Красный партизан», акции против добычи сланцевого газа, житомирские протесты против разработки титановых месторождений и протесты против разработок карьеров в Запорожской области.

Однако, по количеству столкновений с применением насильственных действий, Юг Украины занимает первое место. В июне 2013 в селе Чаусово-2 произошло столкновение крестьян из агрофирмы Аркадия Карнацкого с рейдерами, которые пытались осуществить силовой захват сельхозпредприятия. Столкновения произошло с применением огнестрельного оружия.

Сечас, в начале июля, в той же Николаевской области происходит столкновение в пгт. Врадиевка в связи с изнасилованием женщины работниками милиции и родственниками местных чиновников. Протест вылился в захват и разгром здания РОВД. Следует отметить, что в данном случае уже вовсю использовалось огнестрельное оружие и «коктейль молотова».

Однако следует отметить, что эффективными в 13 году оказались не только силовые методы «борьбы с властью», но и «конструктивный диалог». Можно отметить провозглашение народовластия в запорожской области и штурм житомирской обладминистрации. Последний имел позитивное решение облсовета, но затем решение суда восстановило статус-кво транснациональной корпорации. Две кампании, проведенные активистами «Союза анархистов Украины»: «Власть к ответу» в Лисичанске и «Генеральный протест» в Одессе можно считать успешными. Лисичанское движение выступало против уничтожения промышленного потенциала города (повального закрытия предприятий), вызвавшего массовую безработицу, и соучастия в этом местной власти. Одесские анархисты возглавили движение, направленное против приятия нового Генплана города, отдававшего под вырубку и застройку приморские парки города, а также исторический центр с отселением коренных одесситов на окраины.

Все вышеперечисленные события в Николаевской области, в Одессе и Лисичанске происходили почти синхронно. Эта насыщенность протестными событиями также является одним из сигналов по качественному изменению протестной ситуации.

Лидер партии «Союз анархистов Украины» Вячеслав Азаров отмечает: «Обращает на себя внимание почти полное совпадение хронологии кампаний: в Лисичанске первый митинг и захват малого зала горсовета – 3 июня, в Одессе общественные слушания по Генплану – 4 июня. В обоих городах сессии горсовета, прошедшие в пользу горожан – 18 июня. В Лисичанске этот день ознаменовался новым захватом горсовета и испуганным согласием власти на ультиматум общественности. В Одессе мэр предусмотрительно снял принятие Генплана с повестки сессии, но накал страстей на сопровождавшем ее митинге был таков, что мэра все равно освистали и изгнали».

Все вышеперечисленные проявления «народного гнева» имеют некие общие черты:

  • консолидацией населения независимо от политических взглядов вокруг конкретных фактов нарушения базовых прав людей;
  • использование различных технологий воздействия на власть, начиная от митингов и заканчивая захватом зданий;
  • применением технологий реальной самоорганизации для превращения протестов в процесс конструктивных изменений ситуации;
  • использование социальных сетей для обмена опытом и привлечения сторонников и быстрого оповещения о событиях;
  • парламентские партии пытаются по факту использовать «народный бунт» для собственного политического пиара, никак не участвуя в решении проблем.

Последний пункт хорошо иллюстрируется событиями в пгт. Врадиевка. Народное возмущение безнаказанным преступлением милиции, выливается в открытый бунт и захват РОВД. Парламентская оппозиция тут же бросилась кричать о свержении «злочинного режима» и необходимости собственного прихода к власти. Этот излишне «прагматический подход» к народным протестам еще больше усиливает разочарование людей существующих парламентских политических силах. Население все явственней осознает, что никакая парламентская партия не защитит его от произвола и не обеспечит соблюдения его базовых прав на безопасность, здоровье, еду и жилье для себя и семьи.

Чиновники всех уровней ведут себя с людьми как помещики с крепостными, в ответ, население переходит к самозащите от государственных силовых органов.

Так по заявлению правозащитников количество правонарушений среди сотрудников правоохранительных органов составляет около миллиона в год. По сути, население воспринимает силовые структуры как крупнейшую ОПГ, и демонстрируют готовность защищать себя и государство от посягательств на свои права и Конституцию. Когда право превращается в бесправие, то сопротивление становится обязанностью каждого законопослушного гражданина. В этом случае вопрос владения, хранения, ношения коротствольного оружия становится риторическим. Каждый должен иметь возможность защитить себя и свою семью. Ведь милиция, став частью преступного сообщества , уже не в состоянии выполнять эту роль. Известно, что последнее время граждане начали активно приобретать оружие, формировать своеобразные группы взаимопомощи. Создается народная милиция, а многие хотят перенять казахскую инициативу и начать создавать добровольные дружины по защите от милиции.

Я у 2006 році анонімно анкетувала близько 600 в’язнів у колоніях в різних регіонах України, і можу сказати, що 81% казали про те, що щодо них застосовували тортури на рівні слідства і зізнання.

— Татьяна Яблонская, правозащитник

Будет ли дальнейшая эскалация конфликта в пгт. Врадиевка? Подаст в отставку министр МВД Захарченко или его таки назначат, как планируют, Главой АП - вопросы остаются открытыми. В любом случае действующий режим начал агонизировать, а общество платит жестокую цену в борьбе за свои права. Теперь становится очевидным, что важным шагом на пути консолидации и активизации протестных движений станет усиление сетевого взаимодействия гражданских активистов. Целью подобного взаимодействия должно стать:

  • обмен технологиями гражданского протеста;
  • совершенствование технологий самоорганизации и выработки конструктивных предложений для решения конкретных проблем конкретного населенного пункта;
  • информационное сопровождение акций протеста;
  • координация протестных действий в различных регионах Украины;
  • оповещение о реальной ситуации, как внутри страны, так и за ее пределами, в случае силового противостояния населения и власти;
  • создание реальных структур на местах, способных организованно защитить местное население от противоправных действий;

Граждане научатся управлять своими сообществами, только тогда, когда смогут защищать свои права всеми возможными способами. Переход от олигархического феодализма к обществу народного единства, должен идти не через парламентские кулуарные сговоры, а через развитие самоуправления местных сообществ. А завершением становления самоуправления станет конституанта которая реально закрепит права граждан.

Только подобные радикальные изменения к организации «народного бунта» позволит перейти от «бессмысленности и беспощадности» к реальному народовластию. Не только захватить орган власти, но и организовывать реальное самоуправление.

Власть подталкивает нас к турецкому и египетскому сценарию. Задача гражданского общества уберечь страну от гражданской войны.

«Украина олигархов» должна превратиться в «Украину громад», а это возможно только через навыки создания постоянно действующих органов самоорганизации и контроля над деятельностью властей.

Юрий Збитнев Юрий Збитнев , Председатель исполкома Конституционного конгресса
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram