ГоловнаБлогиБлог Юрія Огірчука

В поисках спасения

Отечественный истеблишмент продолжает поиск путей возрождения внутренней нефтепереработки.

Не успели немного поутихнуть страсти вокруг недавнего поручения премьер-министра Н.Азарова главе Миндоходов и сборов относительно обеспечения надлежащего контроля качества поставляемого в страну импортного топлива, как рынок снова был взбудоражен возможностью новой «напасти» - квотирования импорта. При этом своего рода пряником для участников рынка, судя по всему, должно стать намерение Кабмина продлить действие старых стандартов качества бензина и дизтоплива еще на два с половиной года. Однако обо всем по порядку…

Фото: EPA/UPG

Итак, как пишет нефтяное обозрение «Терминал», Президент Украины Виктор Янукович в своем ежегодном послании к парламенту указал, что вывести нефтеперерабатывающую промышленность страны из кризиса и диверсифицировать поставки топлива позволит, в частности, проработка вопроса об экономической целесообразности и возможности введения граничных квот на поставку на территорию Украины нефтепродуктов одной страной или поставщиком. Необходимость в этом, как следует из документа, диктуется, прежде всего, тем, что по итогам 2012 года наибольший спад наблюдался именно в нефтепереработке - в первую очередь за счет сокращения выпуска продукции на нефтеперерабатывающих заводах на 44,7%. Как говорится в послании, украинские НПЗ, которые в 1990 году обеспечивали первичную переработку 59 млн. т нефти, в 2011 году переработали 9 млн. т сырья, а в 2012 году - только 4 млн. т. Одновременно с этим, по данным Госстата, в 2012 году импорт нефтепродуктов в денежном выражении вырос на 1 млрд. долл. - почти до 9 млрд. долл.

Напомним, на протяжении последних нескольких лет владельцы украинских НПЗ уже добивались ограничения импорта нефтепродуктов. Так в 2011 году Межведомственная комиссия по международной торговле провела специальное расследование, однако не нашла оснований для сдерживания импорта. Весной текущего года украинские НПЗ предприняли еще одну попытку. На этот раз они требовали от Минэкономразвития начать антисубсидарное расследование в отношении импорта нефтепродуктов из Белоруссии, на которую приходится свыше трети поставок, но вновь получили отказ. Теперь решили зайти с другой стороны…

При этом, если президентская инициатива станет реальностью в нынешних условиях, и чиновники ограничат импорт качественного бензина даже не в 2,8 раза, как предлагает глава государства, а хотя бы на треть, то на заправках, где им торгуют, появятся очереди, - считает замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. Ведь владельцы иномарок не готовы перейти с привычного топлива, на менее качественное. Насколько может взлететь стоимость привозного бензина при этом, сейчас сказать трудно - все будет зависеть от спроса и предложения. Это может быть и 2, и 3 грн на литре. Но то, что наше топливо также подорожает, - сомневаться не приходится, - считает эксперт. В это же время все сходятся на том, что проблема украинских НПЗ не в конкуренции с легальными импортными поставками, а с нелегальными - контрабандой и фальсификатом. Потому государство должно бороться в первую очередь именно с этими явлениями, а не с поставщиками высококачественных топлив.

Неприемлемо квотирование импорта, предложенное президентом, и по мнению главы отраслевой ассоциации Леонида Косянчука, ведь перекрыть дефицит отечественные нефтеперерабатывающие заводы в настоящее время просто не могут. Так, согласно данным профильного министерства, Украина потребляет 10,2 млн. т светлых нефтепродуктов в год. Импорт составляет 70% - то есть 7,2 млн. т. При этом предлагается ограничение импорта до 3,5 млн. т в год: 2 млн. т бензина и 1,5 млн. т дизельного топлива. Таким образом, 3,7 млн. т нефтепродуктов неизвестно откуда взять. Заполнить брешь реально лишь контрабандой и фальсификатом, вероятно, кто-то в этом очень заинтересован, - говорит г-н Косянчук. «На сегодня мы не видим предпосылок для роста цен на нефтепродукты, несмотря на приближение сезона активного потребления. Однако в случае возникновения каких-либо проблем с таможенным оформлением нефтепродуктов неизбежна дестабилизация как ресурсной, так и ценовой ситуации», - резюмирует эксперт.

При всем том есть мнение, что никто не собирается просто так ограничивать поставки и сажать автомобилистов на голодный паек, однако владельцам украинских НПЗ дан четкий сигнал: если они зальют страну качественным отечественным бензином, импорту будет поставлен надежный заслон. Пока же, как говорит Г.Рябцев, большинство того, что официально завозится в Украину, значительно более высокого качества чем то, что сейчас могут выпускать украинские нефтеперерабатывающие заводы. «Если украинские НПЗ модернизируются, в них будут вкладываться средства, которые пойдут на повышение качества топлива до европейского уровня, и этот продукт будет продаваться в Украине, тогда импорт будет не нужен. И тогда я первый проголосую за то, чтобы установить квоты - ведь тогда я буду знать, что украинские потребители обеспечены качественным топливом в достаточном количестве», - говорит эксперт.

В это же время, по мнению большинства отечественных специалистов, недавнее требование премьер-министра Н. Азарова усилить контроль на границе в отношении качества импортируемого топлива, является проявлением непосредственного желания получить официальные санкции на задержку нефтегрузов и, как следствие, возможность устранения с рынка конкурентов. В чьих интересах все это делается, думаем, повторять не стоит…

При этом ложкой меда для определенного круга участников топливного рынка стало намерение Минэнергоуглепрома снова отложить переход на бензин европейского качества и разрешить продавать в стране топливо стандарта Евро-3 до конца 2015 года. Выпуск топлива класса Евро-4 будет разрешен при этом до 31 декабря 2017 года, а класса Евро-5 - неограниченный срок. Соответствующие положения содержатся в техническом регламенте «О требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу», который профильное министерство предложило утвердить правительству.

 Напомним, полностью отказаться от Евро-2 и Евро-3 мы должны были еще с 1 января 2011 года, однако с тех пор это неоднократно откладывалось. В нынешней редакции действие стандартов качества Евро-2 и Евро-3 вот-вот должно закончиться, поскольку продлено до 1 июля 2013 года. Отметим, что в странах Евросоюза такое низкокачественное топливо уже запрещено. Отказалась от низкоэкологичного топлива и Россия, а поскольку на тамошних нефтебазах его еще достаточно много, то оно бурной рекой хлынуло в Украину. Ведь в частности для нашего Госрезерва закупать топливо классом ниже Евро-3 отнюдь не зазорно… Кроме того, по мнению экспертов, очередной перенос даты вступления в действие более высоких стандартов необходим для того, чтобы не закрывать подконтрольный государству Шебелинский ГПЗ, на модернизацию которого у НАК «Нафтогаз» попросту нет средств. При этом мало кого волнует, что очередная инициатива Минэнергоуглепрома, мягко говоря, несколько противоречит объявленному правительством курсу на улучшение качества нефтепродуктов, обращающихся на рынке. Или все-таки дело не в качестве импортного топлива, а в неуемном желании «порулить» процессом его поставок?

Юрій Огірчук Юрій Огірчук , Аналітик розвитку паливного ринку
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram