Не так давно целый месяц все херсонские СМИ буквально захлёбывались – в городе появились две новые велопарковки на пять «великов» каждая. В таком месте, что характерно, куда не подъедешь. Причём всё как обычно – тяжёлые, вычурные, кованные, неудобные, безвкусные, и с большим то ли плакатом, то ли билбордом: «Под патронатом мэрии», или что – то в этом роде.
Но хотелось бы спросить наших мэров, вр. и. о мэров, их заместителей и депутатов – а как мне добираться до этой распрекрасной велопарковки? Ну может только на вертолёте. Но мне, как Януковичу или Азарову, площадку под него не построят. Да и вертолёта, что характерно, пока нет.
Так вот, в Херсоне до сих пор нет ни одной велодорожки. Ни-од-ной! Автор купил велосипед и однажды рискнул выехать на нём на улицы города. Экстрима хватило на всю оставшуюся жизнь. Как и твёрдого намерения – больше никогда и никуда не выезжать. Велосипед отправлен в чулан, а его место в зале занял велотренажёр. Кстати очень удобная вещь – температуру воздуха показывает, одежду на него замечательно можно вешать, дети поначалу очень любят с ним играть. Только на улицы на нём к сожалению не выедешь.
Можно было бы конечно по паркам поездить, если бы они были. Но по аллеям бывших парков, как по трассам спокойно гоняют машины. Так, на днях пешехода насмерть сбил джип на… аллее одного из херсонских парков.
Мне могут задать резонный вопрос – а зачем об этом говорить, если и так все всё знают? Но во-первых, от херсонской мэрии например идёт просто сумасшедший пиар новых инициатив от вр. и. о мэра Зои Бережной. О том, что давайте все срочно пересаживаться на велосипеды. Что это – здоровый образ жизни, сила, движение, что вперёд, поехали и т. п. Но куда поехали, под капот очередного джипа?
И ведь это сумасшествие не прекращается. Впрочем, только молодёжь сама себе сделает что-то наподобие горок для занятий экстремальной велоаккробатикой, как это тут же развалят либо под строительство нового ресторана, либо магазина, либо очередного пивняка.
А пересесть на велосипеды – так это пара пустяков. И призывов никаких не надо. Кроссовки, джинсы, куртка – и вперёд. Как во всём остальном цивилизованном мире. Вот автор на днях прилетел снова из Вены. Так там сколько проезжих частей улиц, сколько тротуаров, столько и велодорожек. Что в городах, что не в городах – совершенно без разницы.
И нигде уже метра эту велодорогу я не встречал. Причём правила строго соблюдаются, везде знаки и светофоры. И зазевавшийся пешеход, который случайно перешёл на велодорожку, может быть оштрафован так же, как при переходе улицы на красный свет.
Велосипедов там на улицах едва ли меньше, чем авто. Огромные, ухоженные, хорошо оборудованные велостоянки – на каждом углу, возле каждого офиса, банка, магазина, детской площадки. Люди в красивой и добротной спецэкипировке стаями ездят не только по городу, но и за городом. На все окрестные живописные горы рядом с автотрассами и пешеходными дорожками параллельно идут места движения для велосипедистов.
Они потеют, стараются, натужно крутят педали в гору, но упорно преодолевают всё новые и новые километры к здоровью, силе, удовольствию и долголетию. И люди далеко за 70, причём очень далеко, так же лихо, как и молодёжь, гоняют по городу. Они веселы, раскованы, свободны. Потому что знают – их, велосипедистов, государство защитит точно так же, как и владельцев крутых авто.
А рекламные билборды развешивать, постоянно призывать с экранов к пересаживанию на велосипеды, и при этом регулярно убивать и калечить велосипедистов бамперами дорогих автомобилей – как-то не интеллигентно. Да и не слушает давно никто.
Так что может уже начнём как люди?