Более того, важно отметить, что выборы прошли в один тур и страну теперь не будет лихорадить еще три долгих недели, на протяжении которых ситуация на Донбассе могла бы окончательно зайти в глухой тупик, а в сопредельных областях могла начаться определенная эскалация по донецкому варианту.
Вместе с тем, почивать на лаврах не просто рано, а непозволительная роскошь для новоизбранных главы государства, меров Киева, Черкасс, Херсона и еще нескольких больших и малых городов Украины, а также депутатов местных советов, которые вскоре получат вожделенные мандаты.
Впереди у страны три ключевых задачи, от решения которых зависит мир и спокойствие на всей ее территории.
Во-первых, нужно найти способ разрубить гордиев узел на Донбассе, закрученный нашими «друзьями» с Востока, при этом минимизировав, насколько это возможно, потери среди действительно мирного населения.
Во-вторых, провести системные реформы, которых заждалась уже страна.
И в-третьих, - окончательно легитимизировать власть в глазах всех украинцев, проведя досрочные выборы депутатов Верховной Рады Украины, а также местные выборы в регионах, в которых власть окончательно дискредитировала себя сотрудничеством с террористическими группировками, диверсантами и откровенными бандитами, на руках которых кровь невинных граждан Украины, мародерство и другие преступления.
Для решения каждого из вопросов новоизбранному Президенту придется приложить максимум усилий и задействовать весь свой дипломатический и деловой опыт для того, чтобы найти единственно правильные решения.
Чтобы для начала хотя бы стабилизировать ситуацию на Востоке страны крайне желательно задействовать все возможные переговорные механизмы по линии Киев – Москва и Киев – Донбасс. Уже сейчас понятно, что Кремль будет всячески противодействовать вовлечению иностранных посредников, желая разговаривать напрямую с новыми властями в Украине. Поэтому, в этой ситуации важно обеспечить как минимум постоянное присутствие в регионе наблюдателей от ОБСЕ и ЕС, а также представителей ООН и Совета Европы.
С местными участниками событий еще сложнее. С одной стороны, необходимо заручиться поддержкой Ахметова и других представителей местных элит, включая мэров и депутатов местных советов. С другой, - крайне нежелательно перейти красную черту в виде кулуарных договоренностей с самопровозглашенными правителями фейковых народных республик и представителей различных бандитских формирований.
Вторая задача ни на сколько не представляется проще первой. Ведь речь идет о том, что уже сейчас, в условиях отвлечения значительных ресурсов на урегулирование ситуации в Донецкой и Луганской областях, необходимо показывать результат, который будет содействовать дальнейшему объединению нации. Ведь, как показывает опыт других европейских государств, только умение центрального правительства создать надлежащие условия для жизни всем гражданам своей страны, а также его способность объяснять людям логику своих действий, позволяют преодолевать любые кризисы, в том числе настолько глубокие, который имеем сейчас на Востоке.
Универсального рецепта, к сожалению, в нашей ситуации вряд ли кто-то сможет предложить, но совместные действия Президента, Правительства, нынешнего парламента и гражданского общества потенциально могут значительно упростить способы решения этой задачи. К счастью, уже за первые месяцы после свержения предыдущего преступного режима, украинские эксперты смогли объединиться и наработать - в рамках платформы под названием Реанимационный пакет реформ - целый пакет необходимых проектов законов и подзаконных актов, которые могут и должны лечь в основу осуществляемых ключевых реформ. Особо нужно отметить необходимость согласования всех нормативно-правовых актов с положениями Соглашения об ассоциации с ЕС, церемония подписания экономической части которого может состояться уже через месяц.
Учитывая все сложности, которые ожидают Президента на пути реализации первых двух задач, третья, на первый взгляд, может казаться вообще неисполнимой в обозримом будущем. Тем не менее, ее тоже нужно решать. При этом не откладывая в долгий ящик. Затяжка времени чревата утратой доверия и очередного противостояния по линии общество – центральная власть. Главное, - важно понимать, что такой сценарий не будет отвечать коренным интересам Украины. Поэтому перед новым главой государства стоит архисложный ребус, - убедить депутатов парламента добровольно пойти на досрочные выборы. А кроме того, в процессе решения первой задачи, договориться с местными элитами Востока о необходимости проведения там внеочередных выборов. Задача усложняется еще и тем, что нынешнее избирательное законодательство абсолютно не гарантирует изменение качества представительских органов власти. Поэтому действующий парламент, плюс ко всему остальному, еще предстоит убедить принять наконец-то давно готовый Избирательный кодекс, в соответствии с которым запустить пропорциональную систему выборов по открытым спискам и уменьшить по возможности до 1-2 % проходной барьер. Только таким образом реально открыть возможность для новых политических сил и политиков заменить обанкротившиеся на протяжении последних месяцев и годов «традиционные» политические закрытые тусовки, которые даже и партиями назвать уже невозможно.
Задачи непростые, но почему-то хочется верить в то, что они исполнимы. Ведь любые жертвы народа должны рано или поздно чем-то вознаграждаться. Крепнущая украинская нация доказала свое право на жизнь в стабильной стране с европейской демократией, работающим одинаково для всех законом, свободой СМИ и рыночной экономикой.
Осталось немного, засучить всем вместе рукава и строить свою страну. Оно того стоит.
Окно возможностей открыто. Нужно им воспользоваться прямо сейчас. Ведь завтра может быть уже поздно…