6 миллионов соотечественников в течение июня-декабря текущего года должны по 1 тысячи гривен в качестве компенсаций по депозитам, обесцененным еще в советские времена.
Следует сказать, что ничего нового в этой инициативе нет. История вопроса банальна, как вся наша независимость. В октябре 1996 года Верховная Рада приняла закон «О госгарантиях возобновления сбережений граждан Украины», которым фиксировался долг перед вкладчиками в размере 131,96 миллиардов гривен (около 16 миллиардов долларов) и определялся порядок выплаты вкладов Сбербанка СССР. В частности до 2008 года государство выплатило около 9 миллиардов гривен. После оранжевой революции новая власть тему сочла неуместной, «совковая» ностальгия была не в моде.
Идею обесцененных вкладов вернула к жизни Юлия Тимошенко. 9 января, в первый рабочий день Нового 2008 года, Кабинет Министров принял постановление под номером 1(!) «О выплате в 2008 году гражданам Украины компенсации за обесцененные денежные сбережения, вложенные до 2 января 1992 года в учреждениях Сберегательного банка СССР…».
Возвращение тысячи вкладчикам Сбербанка СССР — это просто популистская мера. Она сформулирована таким образом, что мы вообще собираемся отдать эти деньги населению… Этого никогда не будет. Как экономист, я считаю, что правительство вообще не имело права взять на себя это обязательство. Это обязательство страны, которой не существует. И его невозможно выполнить чисто экономически
— Александр Пасхавер
Этот шаг был задуман в контексте выполнения предвыборных обещаний лидера БЮТа на досрочных парламентских выборах. Тогда даже эксперты из ближайшего окружения Юлии Владимировны этим заявлением были обескуражены. Вот как прокомментировала ситуацию сама лидер БЮТ: «Тысячу раз мне говорили, что эту программу выполнить абсолютно невозможно. Говорили, что процесс возвращения сбережений нужно растянуть на пятьдесят лет, а сумму выплат уменьшить в пять раз. Это не наши подходы. И я вас сегодня заверяю - эту программу выполнить возможно. И мы ее выполним. Кто не хочет делать - ищет причину, кто хочет делать - ищет способ».
Всего в 2008 году планировалось выплатить 20 миллиардов гривен. Напомним, курс к доллару тогда не дотягивал пяти к одному. Во время первой кампании по обесцененным вкладам было выплачено 6 миллиардов гривен, меньше трети обещанного Тимошенко.
Помнится, ажиотаж у отделений Сбербанка был невиданный. Люди не верили в иллюзии. Их подогревала тогдашняя оппозиция из числа представителей Партии регионов. Резкой критике подверг программу Тимошенко и бывший министр экономики Анатолий Кинах, который считал этот шаг Тимошенко популистским и не более того.
По большому счету, с такими оценками соглашались эксперты четыре года назад. По этому поводу Виктор Ющенко собирал Совет Национальной безопасности и обороны, который расценил действия руководства «Сбербанка» как угрозу национальной безопасности. Вскоре выплаты сошли на нет. В июле 2009 года кабинет министров на неопределенный срок приостановил выплаты из-за нестабильной экономической ситуации.
Совсем недавно, в декабре прошлого года премьер-министр Николай Азаров крайне негативно расценил решение правительства Тимошенко, назвав его одной из причин, приведшей страну к небывалой инфляции и усилению кризиса в 2009-м году.
Но все течет и все меняется. Глава государства призвал подчиненных вопрос тщательно проработать «чтобы не было очередей и столпотворений, как в 2008 году». По его словам, личную ответственность за выполнение поручения будут нести премьер-министр Николай Азаров, вице-премьер по социальным вопросам Сергей Тигипко и глава Нацбанка Украины Сергей Арбузов. Главный банкир, упреждая вопросы журналистов, заявил, что решение проблемы ни в коем случае не будет подменяться включением печатного станка.
Что ж тут можно сказать? Природа власти у нас одна и та же. Методы влияния на электорат идентичны. Ну а если после осенних выборов гривна откатится назад, а цены на товары первой необходимости вырастут, то объяснения этому явлению всегда найдутся. Их даже искать не надо будет, просто достать отчеты прежнего правительства, сдуть с них пыль и продемонстрировать населению: кризис, мол, ничего не поделаешь!