Однако также многие и многие водители случайно, по стечению обстоятельств или неосведомленности, или вполне сознательно, желая сэкономить, приобретают поддельные полисы «Зеленой карты». Расскажу о том, какие могут быть последствия у такой неосторожности или желания «сэкономить».
Самое первое - во вполне обозримом будущем выехать с территории нашей страны при наличии фальшивого или фальсифицированного полиса станет просто невозможно. Благодаря нашему сотрудничеству с пограничниками и МВД в рамках проекта «СТОПФальшивка» мы протестировали методологию проверки подлинности сертификатов «зеленой карты» на нескольких пограничных переходах нашей страны. Методика отлично зарекомендовала себя, и в ближайшее время будет активно внедряться на других пунктах пропуска.
Поэтому каждый автовладелец, собирающийся выехать за рубеж на своем автомобиле, должен понимать – на любом, абсолютно любом пограничном переходе он может столкнуться с проверкой подлинности страховых документов, и со всеми неприятными последствиями, если предъявленный им страховой сертификат «Зеленой карты» окажется поддельным.
А теперь на конкретном примере расскажу о неприятных последствиях езды по зарубежным дорогам с фальшивым полисом «Зеленой карты». Поучительный эпизод, который заставляет задуматься и отнестись ответственно к приобретению полиса, а не покупать заведомую фальшивку по копеечной цене. Не так давно МТСБУ взыскало с украинского автомобилиста, ставшего виновником ДТП в Белоруссии и имевшего поддельный полис «Зеленой карты», сумму возмещения, которую украинское Бюро «Зеленая карта» компенсировало белорусскому Бюро, осуществившему выплату пострадавшему в ДТП. Разъясню детальнее, как работает этот механизм.
Согласно действующим соглашениям в системе «Зеленая карта», национальное Бюро делает выплату пострадавшему в ДТП, где виновник – гражданин другой страны, даже в том случае, если у виновника ДТП фальшивый полис. Потом национальные Бюро «Зеленая карта» проводят взаиморасчеты между собой – Бюро той страны, в которой зарегистрирован автомобиль виновника ДТП, компенсирует сумму выплаты Бюро страны, на территории которой оно произошло. Согласно украинскому законодательству (п. 42 ст. 40 закона «Об ОСАГО»), затраты украинского Бюро «Зеленая карта» в подобных ситуациях должны быть компенсированы виновником ДТП, если у него был фальшивый, фальсифицированный или любым незаконным образом измененный полис «Зеленой карты». Хочу заверить, что МТСБУ во всех случаях обязательно предъявит регрессный иск и взыщет ущерб согласно законодательству.
«Цена вопроса» в данном случае» оказалась более 13 000 гривен. Согласитесь, немаленькая сумма для среднестатистического украинского автовладельца. Но далеко не самая большая, которая может быть истребована с виновника ДТП за рубежом. Напомню, средняя выплата по украинским полисам «Зеленой карты» составляет больше 2100 евро, а среднее ДТП, например, в Германии «обходится» почти в 4000 евро. Суммы ущерба, если пострадал не только автомобиль, но и сам водитель или пассажиры, могут исчисляться десятками, а иногда и сотнями тысяч евро. Стоит ли такие риски сомнительной экономии на приобретении полиса «Зеленой карты»?
А чтобы безосновательно не запугивать добросовестных страхователей, в следующих постах я расскажу о нескольких простых шагах, которые позволяют уберечься от приобретения фальшивой «Зеленой карты».