На этот раз силами волонтеров из числа внештатников «studgazeta.ua» (электронная версия печатного издания «Студентської газети») было опрошено немногим более 2 700 студентов, в возрасте от 17 до 27 лет из Киева, Харькова, Львова. Около двухсот ответов поступило из Днепропетровска. Произошло это в силу чисто технических причин, но, тем не менее, стоит принять во внимание и эту составляющую.
Сразу предупреждаю, что автор блога ‒ орговик ряда партийных структур, имеет достаточную практику работы с социологическими службами. Также чисто коммерческий опыт: возможности продажи студенческого издания высчитываются исходя из подобных блиц-опросников. Софизмы: «уровень допустимого отклонения», «реферативная величина» тут не проходят.
Волонтеры из числа студентов-внештатников в конце прошлой недели задавали своим ровесникам возле учебных корпусов, в общежитиях, в столовых и пр. один и тот же вопрос: «За кого вы будете голосовать на будущих парламентских выборах?» Если респондент просил подсказать варианты, ему предлагался выбор из наиболее известных в молодежной среде партий.
Приблизительно 18 процентов юношей и девушек были лапидарны: «Еще не решил (а)». Причем буквально каждый второй (ая) интересовался: «А можно не голосовать ни за кого? Есть ли такая «опция»?
Ответ «голосовать не пойду» встречался крайне редко. Скорее его можно объяснить эпатажностью или возбужденным состоянием респондента. Поэтому с поправкой или без оной, вариант «голосовать не пойду» просто не просчитывался.
За «Блок Петра Порошенко» решили отдать свой голос на ближайших выборах порядка 28% опрошенных. Молодежь общительна, особенно если спрашивает существо противоположного пола. Поэтому помимо сухой цифры получили и любопытные варианты ответов. Доминирует основной: «Мы – за Порошенко, он войну остановил». Причем других критериев практически нет. Но и этого достаточно. За Порошенко из всех опрошенных собирается голосовать приблизительно половина девушек и такое же число юношей.
На втором месте по количеству голосов оказались «фронтовики». Тут ‒ около 12%. Критерии выбора достаточно разнообразны. «У них много молодежи». «Мои товарищи воюют в АТО». «Яценюк не записал в список своих родственников».
Меньше, чем предполагалось, взял Анатолий Гриценко – около 4,5%.
Заметьте, что в полном забытьи оказалась вдруг «Батькивщина», собрав голосов даже меньше, чем Анатолий Гриценко. Цифра также приближается к 4,5%, но все же есть разница в десятке голосов.
Позволю себе комментарий. Если с позицией Петра Порошенко все понятно, то «фронтовики» явно выигрывают за счет райтеров и риторов. Именно фронтовики умудрились создать на экране картинку массового действа и энергии за счет большего количества участников АТО. Однако, не больше. Случалось, что студенты узнав, что в блок вошли силовые министры, резко «поворачивали» в сторону Петра Алексеевича. «Он остановил войну».
…Не удивляйтесь. Также оказалось, что программы никто не читал и читать не собирается. Партию ассоциируют в основном с рекламой на обочинах дорог. Молодежь Шустера не смотрит. «Скучно. Одно и тоже».
Очень странная статистика по блоку Ляшко. Более 6% его политическая сила не набрала, невзирая на то, что многие прочат гражданину с вилами второе место. Однако, заметьте, что отвечали в данном случае, молодые люди. Они по природе еще склонны посмеяться, повеселиться.
Но! Голосовать «за прикол»? «Вы ‒ смеетесь?!»
«Свобода» и «Самопоміч» набрали соответственно 6,7% и 6,8% голосов. За «Свободу» больше всего голосовал Киев, за «Самопомічь» ‒ Львов.
Здесь все понятно и ясно. Последовательная и системная агитация «Свободы», плюс их жертвы во времена революции. Думается, что «Свобода» еще имеет шансы взять голоса у не определившихся.
Немногим более 1,5% набрал «Правый сектор», что вполне понятно, коль никто ничего о нем не знает, кроме «фишки» о «визитках Яроша».
«Оппозиционный блок» набрал менее одного процента голосов. Тоже – левые силы, аграрии. Причем, последние набрали пусть немногочисленных, но потенциальных симпатиков, благодаря явно удачному названию партии. Русскоязычные студенты решили, что «Заступ» ‒ нечто вроде правозащитной фирмы, способной защищать интересы молодежи. Все остальные результаты – не дотягивают до единички. Иногда ответ выбирался наугад: чей бигборд попадется респонденту первым.
…Сразу предполагая вопросы, дам ответы. Соцопрос проводился в студенческой среде. Она – специфична. Студентов в Украине, по крайней мере состоянием на 2013 год, насчитывалось около 2,8 млн. Различные формы обучения: от стационара до дистанционного. Соответственно, достаточно разные жизненные интересы и критерии.
Однако, наши политики забывают тот факт, что это ‒ прежде всего, молодые люди. Часто со своими комплексами, рефлексами, страхами. Ну и надеждами, разумеется.
О молодежной или, правильнее будет сказать, студенческой политике автор этих строк слышал лет десять назад. Тогда молодежную фракцию в партии регионов возглавил молодой депутат Хомутынник. Провели съезд в «Зоряном». Поговорили, выпили. Распилили.
Да, еще коммунисты ставили мелодию в стиле хип-хоп на годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Десяток пламенных юношей ее с недоумением слушали.
Все. Больше студенческой молодежью никто никогда не занимался.
Вся новейшая история нашего времени: от 1968 года во Франции до моджахедов – студентов богословия в Иране и Афганистане, показывает, что государственная глупость дорого стоит родителям молодых людей.