Наиболее важные составляющие реформ опрошенные украинцы поддерживают. Например, видят преимущество в том, что после отмены моратория землю чаще будет обрабатывать собственник, а не арендатор. Собственник будет относиться к земле более бережно и скорее будет инвестировать в переработку. 87% поддерживают принцип "деньги ходят за пациентом", лежащий в основе медреформы.
В то же время большинство не имеет полного представления о сути реформ в целом. Дефицит информации создает почву для распространения заявлений популистов, которые реформы критикуют. Плюс обычные граждане некритично относятся к громким заявлениям политиков и экспертов, если они "цепляют" за живое. Популисты имеют ответы на любые вопросы, знают все и могут предложить легкий вариант решения любой проблемы. Но легкий - не значит правильный.
В итоге почти 60% опрошенных уверены в том, что мораторий на продажу земли способствует увеличению земельных банков крупных агрохолдингов и приводит к уменьшению количества фермерских хозяйств. 73% украинцев считают, что отмена моратория будет способствовать скупке земли олигархами. При этом во внимание не принимаются целый ряд предохранительных механизмов и потенциальные стимулы для развития частных фермерских хозяйств, которые заложены в проекте реформы.
Аналогичные примеры можно выделить практически по всем реформам. Например, создание Национальной службы здоровья Украины – один из важнейших аспектов медреформы – поддерживает 71% опрошенных. Но достаточно немного сместить акценты ("Деньги забирают у регионов и отдают НСЗУ, где их будут разворовывать") и уже 63% начинают считать создание такой Службы не преимуществом, а существенным риском.
Опрос показал, что для объективного восприятия реформ в Украине особенно важно формирование у населения критического мышления и желания делать собственные выводы на основе проверенной информации из различных источников.
**
Репрезентативный опрос проводился методом телефонных интервью и фокус-групп, всего проведено 2070 интервью по ключевым реформам (пенсионная, образования, медицинская, земельная и приватизация) - каждый респондент оценивал всреднем две случайно выбранные реформы. Дополнительно в Киеве, Харькове, Львове и Лубнах прошло 10 фокус-групп, по две на каждую из реформ. Выборка репрезентативна взрослому населению страны без учета оккупированных и неподконтрольных территорий по полу, возрасту, региону проживания и размеру населенного пункта, максимальная теоретическая погрешность выборки - 2,2%.