​Разделения частного и публичного - снова по кругу

Как ни странно, цикличность в украинской политике все так же неизбежна. Сегодня мы все обсуждаем тему Онищенко и обвинения в его адрес. В информационном поле довольно четко прослеживаются 2 вектора:

- перераспределение влияния на газовом рынке Украины;

- "справедливое наказание виновного".

Какой же вектор правдив? В развитой демократии сказали бы, что все разрешит суд, но в нашей стране, как вы понимаете, все немного иначе.

Предлагаю рассмотреть кейс Онищенко как нарицательный (ведь дело не в нем, а дело в системе).

Фото: www.artukraine.com.ua

Внутреннеполитический фактор

Давайте посмотрим на процесс формирования политических партий. Они не формируются на основе ценностей или же на основе реальной программы (предложенной policy). В 80-ти процентов случаев это взаимовыгодные союзы, которые вступают в политические проекты для достижения собственных целей. Структура партии вещь сложная, это организм, требующий постоянной работы, обучения, обновления, повышения квалификации, мер теократического отбора сквозных проектов. Если же это не так, конечно, каждый субъект хочет получить свою долю дивидендов, вложенных в проект. От сюда начало давления на бизнес на местах. Не секрет, что и при большинстве партии Регионов и при приходе большинства Порошенко алгоритм остался один - захват ресурса и влияния конфликтом и принуждением. Конечно, при таком методе силовые структуры отыгрывают не малую роль. А теперь давайте поднимемся выше и посмотрим на "дело Тимошенко", "дело Корбана", "дело Онищенко" алгоритм на лицо.

Внешняя политика и фактор ЕС

По практике могу сказать, не приходя к выводам о глобальном заговоре и внешнем управлении, что действительно фактор мнения ЕС и США важен. И это не только впечатление от произнесенных (кстати, обычно довольно слабых) речей на саммитах и конференциях, и даже не заманчивый фильм с инфографикой о привлекательности инвестирования в Украину, а грамотные выверенные секторальные отчеты, не только от миссий, но и от отдельных консультантов.

Каково мы выглядим перед западным сообществом, где первичен закон и процедура с нашими постоянно возникающими политическими конфликтами и попыткой перераспределить ресурсы, в первую очередь государственных предприятий? Каково выглядят грубые нарушения судебных процедурах? Конечно, все эти факторы далее поступают в отчеты, а любой инвестор не будет работать со страной, где высокие политические риски. Я уже не говорю, что наши гос. гарантии не вызывают доверия. Если в данный момент Онищенко правильно спозиционирует себя в мировом сообществе и в медиа пространстве, то у него вполне есть шансы сформировать позицию в свою защиту.

Многие говорят, что дипломаты не идут против власти, но мы забываем о механизме лоббирование, долгого выстраивания отношений с Западом. Вы же понимаете, что все международные проекты (начиная от спонсирование украинского современного искусства и коллекционирования, до финансирования ключевых высших школ или поддержки украинистики в мире, или те же конкурсы "Мисс мира и т.д." или поддержка спортивных клубов), это весьма эффективные в динамике инструменты для выстраивания отношений на Западе. Что же в свое время делал Яценюк. Просто ситуативно пиар статьи в ЕС не помогут, нужны долгие и надежные отношения, это очевидны постулат, который крайне сложно донести даже политикам первого эшелона в Украине (так же и в Молдове, кстати). Но вот репутацию страны можно быстро испортить делами против политических оппонентов и использования антикоррупционных органов не по назначению.

Внутренний фактор

Чтобы не было коррупции, в том числе политической, мало отдельного органа, для этого нужны институции - НАБУ и антикоррупционная прокуратура - неплохая идея. Вопрос исполнения. Если же создавать институцию, фундаментальные вещи, как например, учреждение института лоббизма - то это явление, которое потом будет развивать и все поддержки или отсутствия поддержки со стороны власти. Также как и если госпредприятия сделать эффективными, вывести на международные стандарты и уже туда завести инвестиции (через покупку акций, или другими способами), то проблемы с эффективным управлением исчезают. Такой внутренний фактор обусловлюется политиками-тактиками. А не стратегами у власти.

Что же будет с Онищенко ввиду всего выше сказанного? Есть 3 сценария:

1. Пессимистичный для Александра маловероятный - давление Президента и его бизнес партнеров победит, и Онищенка привлекут к ответственности. Но он потом (как и большинство представителей Партии Регионов) выиграет суды на уровне ЕС, имея хороших юристов и уйму нарушений процедуры.

2. Реальный: дело Онищенка будет затягиваться, и в это время депутату будут поступать ряд предложений, например, по вектору бизнес процессов, позиции по «Укргазвидобуванню».

3. Оптимистичный для Александра. Через мощное осуждение общества Порошенка и поддержки со стороны ЕС, сильной правовой позиции и бизнес опыта, бизнес останется без травм, «чего не скажешь о остатках рейтинга Порошенка".

Катерина Одарченко Катерина Одарченко , Голова політичної партії «Національна платформа»
LB.ua в соцмережах: