Искусственный интеллект, автоматизация и роботизация - как факторы сокращения рабочих мест. Что делать Украине?

Когда Британия вышла из ЕС, многие комментаторы начали возмущенно осуждать британцев за недомыслие. Даже трижды лауреат Пулитцеровской премии Томас Фридман это сделал. Однако, еще несколько лет назад в своем в бестселлере «Антихрупкость» философ Нассим Талеб писал, что для современной жизни больше годятся мелкие территориальные формирования, чем крупные. Это предпочли не замечать и не обсуждать. Но когда его прогноз сбылся – почти все в мире оказались к этому не готовы. А ведь надо больше доверять подготовленным экспертам!

Фото: EPA/UPG

Выдающийся физик Поль Дирак как-то сказал: «Если вы согласны с некоей теорией, то вы должны быть согласны и с выводами, которые сделаны на основании этой теории, нравятся вам они или нет». О чем говорят качественно подготовленные эксперты? А они говорят о том, что в мире сейчас «бушует» Четвертая промышленная революция (заявление Клауса Шваба на Давосском форуме 2016 года), которая радикально меняет мир, в том числе и общественное сознание. Не собирается менять, а уже меняет!

И мы, если мы согласны с тем, что цифровая революция реальна, должны принять и эти выводы, и саму эту цифровую революцию – нравится нам это, или нет. Потому что она уже никуда не денется, как и мы от нее. А темп изменений, которые она вызовет, будет только нарастать. Вот это и произошло во время референдума в Британии: британцы начали действовать на основании выводов, которые они сделали по поводу оценки последствий цифровой революции. Таким образом, получается, что простые люди, британцы, продвинутее некоторых уважаемых экспертов, таких, как, например, Том Фридман! Американский писатель Джеймс Шуровьески называет это - «мудростью толпы».

Какая тема сейчас еще непопулярна среди экспертов, не замечаема массовым сознанием, но которая очень серьезно изменит общественную жизнь Украины? Это роботизация и автоматизация современного промышленного производства, начало повсеместной замены субтрактивного производства аддитивным (промышленная 3D-печать) и угроза создания в мире искусственного интеллекта. Здесь можно даже сказать, что внимание экспертов и общественного сознания к этим темам в Украине обратно пропорционально их значимости. А между тем, это тотально изменит жизнь общества в Украине и к этому нужно готовиться уже сейчас. Потому, что одна из самых ярких в мире компаний революции автоматизации уже пришла в Украину. Приход к нам американской фирмы Uber фактически, уже в среднесрочной перспективе, «не оставит камня на камне» от нынешней отрасли такси-перевозок в Украине. Как в свое время, изобретение автомобиля Готфридом Бенцем уничтожило отрасль ломовых перевозок во всем мире. Нынешние цифровые технологии делают возможным значительное упрощение многих видов деятельности, которые существуют на данный момент. А так как социальная деятельность людей, в том числе и в экономике, стремится к повышению эффективности, то это будет сделано, нравится нам оно или нет. Даже, если это и не входит в наши планы…

Те промышленное производство и сельское хозяйство, которые мы знаем еще с детства, когда мы разглядывали в школьных учебниках картинки о заводах и картинки об уборке урожая, канут в небытие, как кануло в небытие такое средство передвижения, как кэб из детективных рассказов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне любимого нами английского писателя Артура Конан-Дойля. А это, задумайтесь уже сейчас, приведет к высвобождению сотен тысяч, если не миллионов, рабочих рук в нашем народном хозяйстве! Я думаю, что украинское общество должно начать готовиться к этому сейчас, потому что уже наших детей затронут все эти изменения напрямую (думаю, и мое поколение еще ощутит «все прелести» этого перехода). Даже, если недружественный к нам искусственный интеллект в мире не будет создан (например, Рэй Курцвейл не верит в создание недружественного к людям искусственного интеллекта), у нас в Украине будет хватать проблем с существованием остальных артефактов Четвертой промышленной революции – роботизацией, автоматизацией и аддитивизацией промышленного производства и сельского хозяйства.

С одной стороны, эти цифровые факторы сделают жизнь простых тружеников более легкой, с другой стороны, их уже не понадобится такое большое количество для создания продукции и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Чем они тогда займутся, и главное, где они тогда найдут средства к существованию, которых и сейчас у них, будем откровенны, недостаточно - ни они сами, ни наши власти представить себе не могут. Нет, скажу по-другому – даже не задумываются об этом!

Как решают эти уже наступающие социальные проблемы на Западе? Пока тоже никак не решают. Горизонт планирования стратегических решений на Западе, у тамошних современных политиков, тоже очень короткий. Они живут от выборов к выборам. Пожалуй, только в Швейцарии и Финляндии, наверное, самых подготовленных к будущему странах, начали подготовку к этому «колючему» вопросу. Там рассматривались и рассматриваются положения о внедрении безусловного стабильного дохода для жителей этих стран. Правительства Швейцарии и Финляндии поняли - чтобы выжить в непростом будущем и не обвалить рынки (если люди станут безработными, то кто станет тогда покупать товары?), надо создать какую-то новую и креативную социальную инновацию. Там поняли, что проблема решения будущей безработицы в Европе, вызванной технологическими изменениями, станет проблемой значительно более серьезной, чем проблема современного терроризма! Она затронет гораздо большее количество людей, чем терроризм. И значительно более радикальнее затронет - она лишит их работы навсегда!

Украине принятие таких решений, как в Швейцарии и Финляндии, не грозит. Так как, если бы мы и объявим такие решения, то не сможем их выполнить из-за того, что вряд ли у нас в будущем появятся для этого достаточные средства: мы не так экономически развиты, как Швейцария и Финляндия. Однако, придумать что-то необходимо, потому, что мы считаем, что экономические реформы в Украине, которые в конце концов буду проведены, приведут к созданию в Украине рабочих мест и народ заживет лучше, а между тем (внимание!), идущая в мире Четвертая промышленная революция будет уничтожать рабочие места в рамках автоматизации, роботизации и аддитивизации производства быстрее, чем они будут создаваться, в том числе и у нас! И, таким образом, мы увидим чистое уменьшение рабочих мест в Украине, а не их рост!

Мне кажется, решение этой проблемы лежит не только в экономической плоскости, но больше в общесоциальной. Да, высококлассные специалисты современной цифровой индустрии найдут себе место в новом промышленном мире, они будут востребованы. Это будут программисты, дизайнеры, аналитики больших данных, инженеры, ученые и другие «аналитики-символов», как называет их американский социолог Роберт Райх, бывший министр труда США. Но остальные не смогут вписаться в этот «дивный новый мир», и наша задача сделать так, чтобы они не оказались брошенными в этом будущем мире, не остались предоставленными только сами себе, как это произошло с многими миллионами моих соотечественников в Украине, в начале 1990-х годов, после крушении СССР.

Мы должны привлечь социологов, культурных антропологов, историков науки и экономики, социальных инженеров к разработке социального Плана интеграции нашего общества в новые реалии XXI века. Он нам крайне необходим. Создание этого социального плана адаптации нашего общества к «шоку будущего», как сказал бы недавно покинувший этот мир американский футуролог Элвин Тоффлер, станет для украинских экспертов важнейшей общественной обязанностью перед простыми людьми Украины, которые не должны за 30 лет дважды переживать такие социальные несчастья, и это после того, как они уже пережили голодомор в 1930-е годы! Хвати им и его! А такой общественный документ, который опишет эту серьезную проблему, и даст нам вероятные пути реагирования на очень вероятные футурошоки, вызванные радикальным ростом безработицы в Украине из-за эффектов, порожденных современным технологическим развитием, нам, как достаточно цивилизованному народу, просто необходимо иметь. Чтобы, столкнувшись с такими проблемами уже в недалеком нашем будущем, как сегодня с проблемой выхода британцев из ЕС, не стоять опять, разинув рот, приговаривая, что нас никто об этом не предупреждал. Вот, уважаемые читатели, предупреждаю вас об этом.

И этот план должен стать дополнением к другому нашему плану – к «Промышленной стратегии Украины в XXI веке». Впрочем, об этом я уже неоднократно писал. Но правительство и парламент продолжают игнорировать эту ключевую проблему с упорством, достойным лучшего применения…

Богдан Данилишин Богдан Данилишин , завідувач кафедри КНЕУ ім. В.Гетьмана
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram