Каковы результаты Собора для Украины? Положительны ли они? Да, положительны. Кремль, вместе с РПЦ, несмотря на свой демарш игнорирования Собора, не достигли цели, направленной, прежде всего, против Украины.
Так, официальный спикер Собора – украинец, епископ Константинопольского патриархата Иов (Геча) подчеркнул, что после завершения Собора синод Константинопольской церкви рассмотрит украинский вопрос в установленном порядке. Ведь Константинопольская церковь есть церковью-матерью для Украинской православной церкви и поэтому собор иных церквей не имеет никакого канонического права рассматривать украинский вопрос.
На Соборе украинский вопрос выведен из раздела внутренних проблем Российской православной церкви и стал вопросом первого по чести Вселенского Патриарха, к решению которого готовы присоединиться большинство православных церквей.
Всеправославный Собор продемонстрировал полное не восприятие российской рецепции прав человека. Собор наоборот отстаивает права человека как творенья Божьего перед государством. Огосударствленной РПЦ такой справедливый подход к правам человека враждебен, ибо она служит не человеку, а агрессивному государству. Но именно «человек есть дорогой церкви», как заметил в свое время Папа Иоанн Павел ІІ. Но в путинской имперской России государство есть дорогой церкви, а человек для нее – ничто. Поэтому такая агрессивность переполняет и церковь российскую, и ее государство. Нет любви к ближнему, она заменена любовью к государству, но государство российское давно непатриотично по отношению к своей стране и своему многонациональному народу. Вот здесь-то и кроется корень исторических проблем, как самой России, так и ее соседей, которые страдают от такого отношения к себе агрессивной России.
Всеправославный Собор признал православные церкви экуменическими (движение за сближение и объединение различных христианских церквей (конфессий), но РПЦ продолжает считать экуменизм ересью. Православная церковь воспринимает другие православные церкви как самостоятельные, и только диалог между ними на равных способен воплотить идею Единой Соборной Православной церкви.
Всеправославный Собор осудил какое-либо посягательство на суверенность, а значит, осудил действия Кремля, нарушившего суверенность украинского государства. Всеправославный Патриарх Варфоломей читал обращение Верховного Совета Украины от 16 июня с.г. о необходимости издания им томоса (указа) о признании недействительным акта 1686 года, которым Москва незаконно (неканонически) вывела Киевский патриархат из-под юрисдикции Константинополя, то есть материнской церкви и возвращения ему церковного автономного статуса. Предстоятели РПЦ потому и не поехали на Собор, что уже знали о не поддержке своей неконструктивной позиции как в вопросе Украинской ПЦ так и в отношении прав человека. РПЦ требовала признания украинской территории своей канонической территорией, то есть территорией российского духовного рабства. Но Украина есть суверенное государство и Украинский народ – граждане Украины всех национальностей не хотят быть чьими-либо рабами.
Почему же не поехали на Собор Болгарский и Грузинский православные иерархи?! СМИ дают простой и исчерпывающий ответ, подтвержденный уже документально: в Болгарии 10 из 13 архиереев сотрудничали с местным КДБ, в том числе и патриарх Нифонт. Работал на советское КГБ и грузинский патриарх Илья. Им, как бывшим агентам спецслужб, сказали – «нет», и они не посмели ослушаться. Вот она сила еще живой пророссийской, бывшей КГБ-ешной агентуры, портящей духовную жизнь даже православному миру.