Впрочем, сложно сказать, не слишком ли громкое название это - “эра” - для шести лет работы Заболотной на посту директора крупнейшего учреждения культуры в Украине.
Наталья Филипповна - неоднозначный персонаж. Многие в культурной сфере - художники, кураторы, менеджеры, журналисты - отмечают, что она - “хороший менеджер” и “сделала для Мистецького Арсенала больше, чем можно было ожидать”.
Очень часто я слышала невероятные истории об ее амбициозности и способности пробить любые стены. Ее желание сделать в Киеве биеннале современного искусства, лелеянное многие годы, воплотилось - в 2012 году Заболотная провела биеннале Arsenale. С помпой, с громкими именами, с не очень глубокими смыслами - все, как у нас положено.
Впрочем, следующие годы показали, что проект биеннале современного искусства в "Арсенале" никому, кроме Заболотной, не нужен. В 2014 году она объявила, что биеннале проведена не будет, потому что организация якобы не может обеспечить безопасность участникам. Тогда нанятые для второго Arsenale кураторы заявили, что проведут биеннале без "Арсенала". И проект отправился кочевать по Киеву.
Кроме этого, в “Арсенале” Заболотной происходило действительно много интересного - “Книжный Арсенал”, ретроспективные выставки Марии Примаченко и Катерины Билокур, выставка “Тени забытых предков” и многое другое (без трэша, вроде регулярных арт-ярмарок Art Kyiv Contemporary, перекочевавших из “Украинского дома”, тоже не обходилось).
Но - и тут вы назовете меня злопамятной - все эти, бесспорно, благие для украинской культуры проекты никоим образом не могут перевесить одной вещи. В июле 2013 года Наталья Филипповна Заболотная, генеральный директор музейного комплекса “Мистецький Арсенал”, перед открытием выставки “Великое и величественное”, которое должен был посетить Виктор Янукович и его свита, закрасила (или отдала распоряжение закрасить) черной краской работу украинского художника Владимира Кузнецова “Страшный суд”.
Все. Менеджер культуры закрасил работу художника. Для тех, у кого короткая память, приведем цитату Натальи Филипповны из комментария, который она дала LB.ua в тот злополучный вечер:
"Эта работа – оплеуха лично мне, вызов и провокация против посетителей выставки и оплеуха тем пятистам художникам, чьи работы будут выставлены в рамках "Великого и Величественного". Можно считать, что это мой собственный перформанс. Я не жалею о том, что сделала. Я высказываюсь против дерзости некоторых художников. Выставка "Великое и величественное" должна вызывать гордость за государство, в котором мы живем, гордость за то, что у нас есть такие художники, которые будет выставлены в рамках проекта. Нельзя ругать родину, как нельзя ругать мать. Все, что сказано против родины, я считаю аморальным".
Это было, напомню, в июле 2013 года.
Акт неописуемой дикости не остался без внимания - поднялся страшный скандал, но культурная публика, как водится, разделилась напополам. Одна половина требовала немедленной отставки Заболотной - чего, разумеется, не последовало, потому что у нас не принято подавать в отставку из-за допущенных ошибок. Вторая повторяла мантру о том, какой Наталья хороший менеджер и как без нее “Арсенал” загнется.
Прошло почти три года, и у Заболотной просто-напросто закончился контракт. Согласно чудом продавленному закону о конкурсных назначениях на руководящие посты в учреждениях культуры верховный повелитель “Мистецького Арсенала” - Госуправления делами - объявил конкурс. Заболотная проиграла.
Какие причины? Назревшее незримое желание культурной среды поменять курс плывущей по течению лодки “Мистецький Арсенал”? Усталость этой самой среды от пафоса и фонтана не всегда умных идей, исходящих от Натальи Филипповны? Память о скандале с закрашенной работой? Личная неприязнь со стороны негласного патроната "Мистецького Арсенала", Марины Порошенко? А, может, просто не такая удачная стратегия и ее презентация, как у ее главной конкурентки - Олеси Островской-Лютой.
В общем, в конкурсе победила Олеся Островская-Лютая, эксперт платформы “Культура-2025”, бывший первый зам Евгения Нищука во время его первого прихода в Минкульт, ныне - его советница по вопросам стратегии. Выдвинуть свою кандидатуру Олесю тоже уговорил Нищук.
В личной беседе Олеся рассказывала о том, какую стратегию придумала для “Арсенала”. Поскольку это было не под запись, а для моего понимания ситуации, не буду пересказывать, а лишь пообещаю, что читатели LB.ua о планах Островской относительно “Арсенала”, как одной из важнейших культурных институций Украины, обязательно узнают. Единственное, что могу без сомнения проартикулировать: свою работу Островская собирается строить на принципах открытости и компетентности людей, которых она хочет позвать в свою команду. Но, конечно же, поспешных выводов делать не будем, а дождемся первых результатов - публичной презентации стратегии, кадровых назначений и новых проектов в "Арсенале".
Как бы то ни было, с новым директором “Мистецький Арсенал” входит в новую веху своей странной истории. Радует то, что наступление нового времени для “Арсенала” вообще можно ожидать: одним из опасений, вызванных концом каденции Заболотной, было то, что “Арсенал” вообще раздерибанят на кусочки элитной земли, или же назначат туда какого-то функционера, который будет этому способствовать.
Что будет с Натальей Заболотной? В скором времени Национальный совет реформ подготовит законопроект об Украинском фонде культуры, главу которого тоже нужно будет выбрать посредством конкурса. Известная своими а) амбициозностью; б) know-how в области создания фондов для финансирования культуры, Наталья Филипповна наверняка подастся на эту должность.
В любом случае, Заболотная останется незабываемым персонажем новейшей истории украинской культуры. Вот только персонажей в украинской культурной политике уже было более, чем достаточно.