Милан Кундера начинает свою «Невыносимую легкость» с погружения в идею вечного возвращения Ницше. Миф этот гласит, что всё пережитое нами когда-нибудь повторится, а само повторение станет повторяться до бесконечности. Повторяйся война меж двумя африканскими державами бессчетное количество раз, бойня превратится в вознесшийся на века монолит, и ее нелепость станет непоправимой.
Робеспьер, вечно возвращающийся рубить французам головы — это не одно и то же, что и Робеспьер, лишь однажды возникший в истории. Но так как история повествует о том, что не возвращается, кровавые годы претворились в простые слова, теории, дискуссии и, став легче пуха, уже не вселяют ужаса, - пишет Кундера.
«Всё, что существует, с течением времени все дальше и дальше уходит от самого себя - изменяется, принимает новые формы, погружается в новые действия, гибнет и возрождается в новых образах, но в конце концов, через миллионы и миллионы лет, вновь возвращается к самому себе», - гласит еще одна трактовка идеи Ницше.
«Жизненный цикл» злоключений украинских клубов в еврокубках куда меньше, чем миллионы лет. Они проигрывают сравнение даже личинкам майского жука. Те, по крайней мере, не менее трех лет проводят в земле и только затем гибнут. Но благоразумно оставив потомство. Тот же «Днепр» погибает в еврокубках каждый год. Причем делает это едва ли не по шаблону.
При этом у футбольных турниров есть одно прекрасное качество — из-за цикличности проведения их невозможно рассматривать как нечто быстротечное; по сути, сама их природа и несет в себе идею «вечного возвращения».
Поспорить с кундеровским Робеспьером, который становится истинно страшен, лишь вечно выныривая из глубин прошлого, может хорошо известное изречение, что история, повторяясь дважды, из трагедии превращается в фарс. И тогда возвращающийся раз за разом Робеспьер был бы не «монолитом, вознесшимся на века», а превратился бы в комичного персонажа. Вчерашний тиран чувствовал бы себя режиссером-неудачником. Но все роли в его комедии, как назло, выучены на зубок, и приговоренные к смертной казни бодрой трусцой вбегают на эшафот, приветливо машут Максимилиану, уныло взирающему на гильотину с балкона какого-нибудь Национального Собрания, и той же рукой дают палачу знак - «Руби!».
Выступление наших клубов в еврокубках — это фарс, который они каждый год с разной мерой успешности разыгрывают перед болельщиками. Вот почему в этом «вечном возвращении» нет ничего трагического. «Динамо», которое не может запихнуть мяч в ворота, копирует себя же трехлетней давности.
Неудачи «Металлиста» так же невесомы, как и жизни 300 тысяч чернокожих в кундеровском толковании мифа о вечном возвращении. Но если во втором случае это объясняется единичностью действия, то в первом значении, футбольном, именно его нескончаемой повторяемостью.
Кундера свой пример считает проявлением легкости бытия. Провалы наших клубов можно смело отнести к той же категории. Что перевесит на весах — условный «Днепр», который выигрывает один финал из четырех, или «Днепр», который к решающему матчу и близко подобраться не может? Быть временно придавленным тяжестью неудач куда приятнее, чем вечно ощущать невесомость из-за собственной незначительности.
...Вылет сразу трех полпредов Украины из Лиги Европы в свете их же предстоящей очной борьбы за место в Лиге чемпионов еще раз даст повод задуматься о легкости и тяжести событий. Седьмой подряд харьковский комплект «бронзы» еще больше потеряет в весе в контексте второго места «Днепра». Но медали «Метала» однозначно потяжелеют, если заклятые конкуренты финишируют четвертыми, а судьба 3-го места решится в последнем туре. А что, если вторым снова станет «Динамо»? В таком случае вздох разочарования, который накроет Харьков, превратит бронзовый металл в медали-невидимки. Для фанов же киевлян их место вне «зоны ЛЧ» будет трагедией лишь до тех пор, пока не превратится в «привычку».
Или все же футбольная драма лишь тогда взаправду холодит душу, когда повторяется бессчетное количество раз, пробуждая к жизни миф о вечном возвращении?..