Причин стремительного развития темы стрит-арта в Украине сразу несколько.
Первая – общественный спрос. Жителям городов надоели военные и политические темы, им захотелось ярких красок. Увидев первый мурал в соседнем районе, они пожелали второй - у себя, третий – на заброшенном и непримечательном заводе в округе. В скором времени мурализм стал трендом, объектом общественной гордости, украшением дома, района, города. О наличии общественного спроса на стрит-арт фонд Sky Art Foundation знает не понаслышке. Мы, как организаторы фестиваля в общественном пространстве Mural Social Club, который в данный момент проходит в Киеве, Одессе и Чернигове, ежедневно получаем десятки заявок с предложением “а разрисуйте, пожалуйста, нашу стенку”. Более того, заявители готовы не просто собирать подписи, добиваться разрешений на создание мурала у местных властей, но и накопить соответствующую сумму для создания работы. А это – от 60 до 100 тыс. грн. в зависимости от стенки. Низовая инициатива является лучшим аргументом в пользу популярности стрит-арта среди украинцев.
Вторая – наличие денег на развитие настенного искусства. Популярность данного вида арта среди населения естественно привлекла внимание компаний, меценатов, политиков к этой теме. Кто-то из них просто так дает деньги на развитие уличного искусства, для кого-то – это интересный рекламный или PR-проект. Концептуальное искусство не совместимо с промо-кампаниями, поэтому его продакшн зачастую реализуется за средства меценатов. Как бы там ни было, любые инициативы дают толчок стрит-арту, что само по себе хорошо.
Третья – предложение в арте. Когда страна переживает ряд политических и экономических потрясений, это напрямую влияет на творчество художников – начиная от сюжетов и заканчивая продуктивностью, а также эволюцией разных форм творчества. Стрит-арт сам по себе – социальное искусство, развитие которого во многих странах было связано с экономической нестабильностью. Украина не стала исключением. Благо, мы очень быстро ушли от экономическо-политических мотивов в настенной живописи и предпочли им концептуальное искусство. Что здорово. Во многом так произошло благодаря местным кураторам стрит-арт проектов.
Своей дорогой
В разных городах и странах стрит-арту приписывают разный набор функций – от привлечения туристов до пропаганды социально важных идей. Например, премьер-министр Индии Нарендра Дамодардас Моди с помощью фестиваля стрит-арта популяризирует идею чистоты в Дели – политик приглашает в город как индийских, так и зарубежных стрит-артистистов, которые расписывают стены самых загрязненных районов мегаполиса. Создавая объекты искусства Моди призывает жителей беречь их и не мусорить в открытых общественных галереях. И это работает.
Цель украинского фестиваля Mural Social Club – децентрализация культурных объектов в городах – арт не только в центре города, но и на окраинах. Речь идет о создании работ в спальных районах, на промышленных зданиях. Мы, как организаторы, хотим украсить нецентральные районы городов – сейчас они в большинстве своем однообразны, наша же цель – создать кварталы-музеи, которыми будут гордиться их жители.
Нет ничего зазорного в том, чтобы использовать стрит-арт в качестве «приманки» для туристов. В столице, к примеру, благодаря деятельности сразу нескольких организаций и знающих кураторов, создано уже достаточное число арт-объектов в общественном пространстве для того, чтобы проводить стрит-арт экскурсии для гостей Киева. Почему бы не стать Мельбурном, Берлином, Майами, Лондоном или Нью-Йорком? А лучше – Киевом со своим уникальным уличным искусством. Что, собственно, не является проблемой. Думаю, совсем скоро о столице Украины заговорят, как о мекке стрит-арта.
Далее – уличное искусство, как инструмент развития инфраструктуры городов и конкретных районов. Всегда настаиваю на том, что искусство способно творить чудеса. В том числе, провоцировать экономический рассвет, особенно, если этому способствовать. Есть множество положительных примеров того, как искусство благоприятствовало капитализации ранее бедных кварталов и помогало существенно насытить бюджет города.
Один из любимых примеров – испанский Бильбао, где благодаря музею Гуггенхайм мегаполис превратился из заброшенного города с высоким уровнем безработицы и криминала в одно из главных туристических процветающих направлений страны. Мало того, что вложения в музей окупились всего за семь лет (чуть менее 90 млн. евро по официальным данным), для пущего развития культурной темы власти столицы басков отстроили дороги, метро, способствовали появлению новых и реконструкции старых зданий, пригласив самых именитых архитекторов, вроде Франка Гери и Нормана Фостера. Сейчас Бильбао – один из богатейших городов не только Испании, но и всей Европы.