Пресс-конференция фильма-открытия ОМКФ 2013 "Не угаснет надежда"/ All is lost
Первым был задан вопрос о том, что побудило режиссера картины Джеффри (Джей Си) Чендора свою вторую ленту сделать настолько отличающейся от дебютного "Предела риска". Оказалось, что Чендор снимает фильмы, основываясь на собственном опыте и личных переживаниях. Будучи свидетелем последствий кораблекрушений в своем родном городе и наблюдая плавающие в воде игрушки, Джей Си в конце-концов собрал свои воспоминания и эмоции в сценарий нового фильма.
Особая история у прихода в "Не угаснет надежда" Роберта Редфорда. Представляя на кинофестивале в Санденсе "Предел риска", Джей Си оказался слушающим речь Роберта Редфорда у неработающей колонки. Именно тогда режиссеру пришла в голову идея снять Редфорда, лишив его визитной карточки - голоса. Около ста минут единоличного и молчаливого присутствия в кадре - непростая задача, но актер согласился, даже невзирая на сценарий, представляющий собой 30 страниц прозы вместо привычных 100 и более страниц насыщенного диалогами текста. Кроме того, любящий и поддерживающий независимое кино Редфорд огорчался отсутствию приглашений в такие фильмы. В "Не угаснет надежда" 76-летний Редфорд стоически перенес испытания дождем, холодом и тяжелой мокрой одеждой, самостоятельно выполнял часть трюков и восхищал и вдохновлял съемочную группу.
Отвечая на вопросы о персонаже Редфорда, ничтожно малое количество информации о герое Анна Герб объяснила возможным желанием Чендора сфокусироваться на том, что действительно важно, и позволить каждому зрителю максимально соотнести себя с героем и универсальными переживаниями человека, сталкивающегося со смертью.
Маргарита Бодачевская
Не угаснет надежда (Джеффри Чендор, 2013)
Первые десять минут я с нетерпением ждал, когда же в контейнере, на который наткнулась яхта, Роберт Редфорд обнаружит нелегальных иммигрантов и примет на себя тяжкое бремя их спасения, но обрубленный канат неожиданно перенаправил ход истории в русло героического противостояния человека стихии.
Старая история со стандартными трудностями: пробоина, шторм, проблемы с пресной водой, ну, и такими же стандартными выводами: жить хочется, знать законы физики полезно, попытка спасения оправдана хотя бы потому, что заняться больше нечем. Именно такая мотивация чувствовалась в действиях героя. Его тяга к жизни показалась слишком флегматичной -- в теплой воде можно было бы, по крайней мере, полежать на спине пока не догорит костер полыхающего плота при том, что в зоне видимости -- хотя и тусклым, но вполне реальным огоньком -- маячило спасение.
Поспешная капитуляция, после синего лица ДиКаприо в ледяных водах Атлантики, кажется дикостью, несмотря на то, что в безымянном капитане сразу читался человек, ценящий комфорт и уединение, а никак уж не искатель приключений. Вероятно, другая причина такого поворота событий -- возможность ввести в картину живописный кадр с горящим кольцом надувного плота, который герой -- до этого казавшийся человеком осмотрительным -- сжег крайне легкомысленно.
Фильм укачивает, дает минимальные навыки выживания на хорошо оборудованной яхте, заставляет в очередной раз изумиться внешним сходством Редфорда с Иствудом, а яхтсменов, которые в изобилии пройдут сегодня по красной дорожке, вероятно заставит задуматься о том, не сменить ли свое хобби на более безопасное.
Кстати, послание в банке, вопреки вероятности один к миллиарду, выходит, кто-то все-таки нашел!
Андрей Пелюховский, Школа кинокритиков ОМКФ