ГлавнаяБлогиКультпросвет

Лекции о культуре: Игорь Стравинский

LB.ua запускает новую рубрику - "Культпросвет", в которой мы еженедельно будем публиковать видео и краткие конспекты интересных лекций о культуре во всех ее проявлениях.

В этом выпуске - лекция об Игоре Стравинском, которую прочитал Виталий Вышинский, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и методики музыкального искусства института искусств Киевского университета им. Б. Гринченко, композитор, член Национального союза композиторов Украины.

Лекция прошла в рамках цикла лекций о музыке ЗВУК в Closer. В этом сезоне в Клоузере снова пройдет серия лекций. В частности, 6 сентября стартует цикл лекций о чтении "Украинский авангард", которую организовывает литературная мастерская Bartleby & company. Цикл продлится до декабря, детали - по ссылке.

Фото Арнольда Ньюмана
Фото Арнольда Ньюмана

Игорь Стравинский - композитор какой страны? С одной стороны, ответить на этот вопрос легко: Стравинский - это русский композитор. Его родители происходили из рода украинских, а по другим версиям, беларусских дворян, но он все-таки принадлежит к русской культуре, получил образование в России, - никаких проблем с этим нет. Но проблемы все-таки есть, потому что всю свою более или менее сознательную жизнь он прожил не в России, а с определенного периода он вообще туда не ездил. Он жил в Европе - во Франции. Наиболее близкой ему, как композитору, оказывается французская культура. В 1940-м году он уехал в США. Так он какой композитор?

Вторая загадка, которая возникает в связи с Игорем Стравинским. Стравинский узнаваем и оригинален, но в какой-то момент он становится совершенно другим: если вы сравните первые его сочинения и последние, вы увидите: это два разных человека.

Он один из первых в ХХ веке заявил страшную вещь: музыка ничего не выражает. Музыка выражает только саму себя.

Начинается мощное и представленное не одним только Стравинским антиромантическое движение. Оно разветвится и будет представлено рядом композиторов. Стравинский уходит же в архаичный мир - он начинает осваивать русский фольклор, но не так, как Мусоргский, например. Стравинского не интересует 17-18 век, его интересует глубинный фольклор. За этим материалом кроется другое понимание мира.

Рояль в ХХ веке - это не романтический инструмент, это ударный инструмент, сухой и четкий.

Исчезает протяженная мелодия, которая сводится к попевке, которая является базисом глубинной народной музыки. Вспомните "Щедрик" - там тоже попевка. Чем меньше попевка - тем старее музыка. Второй параметр, который до этого оказывался на периферии - это ритм, плюс блестящая оркестровка, которая должна подчеркнуть это ритмическое начало. "Весна священная" в этом плане стала абсолютно революционным сочинением. Потому что Стравинский ушел от романтической чувственности и обращения внимания слушателя на красивую протяженную мелодию. Он обратил внимание на вещи, которые раньше были на периферии, а теперь могли стать орудием антиромантического настроя, орудием формирования нового мышления в музыке ХХ века и обращения к явлениям настолько глубинным, что вербально мы не можем их выразить. К хтоническим свойствам нашей личности.

Три сочинения, которые мы с вами послушали ("Жар-птица", "Петрушка" и "Весна священная"), - это произведения, которые дали Стравинскому путевку в жизнь. "Весна священная" закончилась грандиозным скандалом. В 1913 в театре Елисейские поля состоялась премьера - народ стал шикать, свистеть, пыхтеть, кричать буквально с 5го такта этой музыки. И так кричали и возмущались, что Нижинскому, постановщику этого спектакля, приходилось просто кричать актерам "Раз, два, три, четыре!", потому что музыки не было слышно. Такой скандал потом каждый уважающий себя композитор мечтал повторить. Потому что Дягилев был в восторге. Такой провал - это же круто.

Почему премьера провалилась, что не понравилось? Часть публики, впрочем, была в восторге, потому что понимала, что это нечто новое. Ровно через год, в том же театре проходит еще одна премьера "Весны священной", но без хореографии. Дикий успех. Что возмутило зрителей? Музыка? Почему тогда через год она была принята на "ура"? Были вопросы к хореографии Нижинского, даже сам Стравинский заявлял, что хореограф ничего не понимает в музыке. Впрочем, потом он говорил, что лучше Нижинского его "Весну священную" никто не ставил.

Это русский период Стравинского - он стал величиной номер один, все пытаются ему подражать, все работают с ритмами и так далее. Но Стравинский делает дурость: вместо того, чтобы наслаждаться жизнью, он резко, в 1920 году, меняет стиль.

После Первой мировой войны ситуация в музыке сложилась специфическим образом: ведущим течением стал экспрессионизм. Он показывал такого забитого, несчастного человека, катастрофически неудачливого, который в конце концов погибает. Чтобы это показать, нужно выбить у человека почву из-под ног. Как это показать музыкально? Убрать то фундаментальное, что присутствовало в музыке 300 лет: тональность. Когда у нас нет ключевого тона, мы дезориентированы. Нет тональности - нет вектора, куда двигаться.

Как противовес, возникает другое направление в музыке, дающее почву этому человеку: неоклассицизм. Мы берем модель из музыки прошлого - например, симфонию Бетховена или кантату Баха. И сочиняем по этой модели музыку, используя современные возможности в музыке - в гармонии, в ритме, в оркестровке. Я думаю, что Стравинский переключился на новый стиль, потому что преследовал и прагматические цели - он понимал, что если будет продолжать в том же духе, он отстанет.

Ему снова подсказал Дягилев, нашедший ноты Перголези. Стравинский написал балет, в котором и пели, и танцевали - этот балет называется "Пульчинелла". Здесь все очень цельно, гармонично, понятно.

Но тут есть важный момент: 20-й век в борьбе с романтизмом искал пути, как это сделать - формально написать такую музыку, которая отличалась бы от того, что было раньше. ХХ век сделал интересную вещь: Европа открыла вдруг, что она не пуп земли, и что есть культуры, которые не менее интересны, чем европейская. Это культура джаза, например. Народ подумал: почему я не могу использовать то, что есть в этой культуре? А что я могу там использовать? Например, пресловутую ритмическую организацию джазовой музыки, определенные лады, и самый главный принцип организации джазовой музыки, ее дух: там не темы, там есть импровизация, свобода, к которой мы все так стремимся.

Позже начинается американский период в творчестве Стравинского, когда он снова меняет стиль. Он начинает писать такую музыку, что раньше никто бы не подумал, что он будет ее писать. Он писал музыку, какую писал его антагонист (по Адорно), - Шенберг. Это явно не неоклассицизм, не фольклор, это новая музыка.

С другой стороны, Стравинский пришел к той системе, которая ему всегда была близка. Он всегда говорил, что в свободе нужно всегда себя ограничивать, и тогда мы сможете что-то сделать. Система додекафонии навела порядок в музыке, потому эта система Стравинскому подходила идеально.

Последнее сочинение Стравинского - вокальная пьеса "Совенок и кошечка". Такими произведениями серьезные композиторы жизнь не заканчивают. Очень несерьезно, на стихи Эдварда Лира. На этом его творческий путь закончился. Это очень отстраненная песня, с холодным фортепиано, с додекафонией, но при этом с джазом.

Культпросвет Культпросвет , Блог с видео и конспектами лекций о культуре
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter