В мае работа госрегистраторов была заблокирована. У кабинетов регистраторов по всей стране сотни людей выстраивались в очереди, чтобы сдать Форму №4 до 25 мая. Иначе пришлось бы платить штрафы от 5100 до 8400 гривен. Инициатором введения этой Формы был Минюст - именно он разработал соответствующий законопроект в прошлом году. За три дня до конечного срока, в пятницу 22 мая, Верховная Рада разрешила сдавать Форму №4 еще четыре месяца. LB.ua писал об этом подробно.
Но даже после решения Рады об отсрочке очереди не рассосались. Предприниматели утешали себя тем, что новая форма отчетности, введенная по инициативе Минюста, по крайней мере приведет к раскрытию реальных владельцев компаний. И таким образом поможет борьбе с коррупцией.
Боюсь, что это не так.
Юристы компании Sayenko Kharenko Александр Николайчик и Михаил Гринишин по просьбе LB.ua ответили на вопрос, поможет ли новая Форма №4 раскрыть имена реальных владельцев компаний. Вот какой ответ мы получили:
"Принятию закона №1701-VII от 14 октября 2014 года сопутствовали публичные заявления о том, что эра офшоров в Украине закончена, а все конечные собственники украинских компаний скоро станут общеизвестными. Формально, все юридические лица были обязаны раскрыть своих конечных бенефициаров путем подачи государственному регистратору Формы 4. Однако тот факт, что накануне завершения срока подачи Формы 4 Верховный Совет в срочном порядке принял изменения в упомянутый закон которым, среди прочего, продлил срок подачи Формы 4 на четыре месяца, может свидетельствовать о не самой успешной реализации этого закона.
В скором времени Минюст должен утвердить изменения в Форму 4, согласно которым юридические лица смогут подавать государственному регистратору информацию об отсутствии у них бенефициаров. Принимая во внимание тот факт, что юридическое лицо не обязано подавать, а государственный регистратор не уполномочен проверять документы, подтверждающие связь конечного собственника с юридическим лицом либо факт отсутствия конечного собственника, раскрытие остается на усмотрение самих компаний и их собственников. Если собственник не желает быть раскрытым, его компания может подать регистратору Форму 4 с указанием подставного лица либо утверждающую, что у компании нет конечного бенефициарного собственника, а государственный регистратор не сможет проверить достоверность такой информации.
При этом реальной ответственности за нераскрытие конечных собственников украинские компании не понесут: от административной ответственности за неподачу Формы 4 можно уйти подачей "пустой" формы, а возможность привлечения к уголовной ответственности за подачу заведомо неправдивых сведений по ряду причин является отдаленной – едва ли государственные органы буду пытаться доказывать несовпадение реального собственника и лица, указанного таковым в поданной форме.
На сегодня, реальную работу по раскрытию конечных собственников ведет только Национальный банк Украины в отношении банков – в его арсенале есть достаточные рычаги влияния на банки для принуждения их реальных собственников к раскрытию. Но модель, принятая НБУ, не подойдет для "общего" пользования в силу своей специфики: банков в Украине около 150, а всех юридических лиц – сотни тысяч. Информацию о лицах, контролирующих украинские компании, также проверяет Антимонопольный комитет Украины в рамках своей деятельности, но данная информация не является публичной.
Таком образом, публичное раскрытие конечных владельцев компаний напрямую зависит от желания последних, а не наличия новой Формы 4 или факта ее подачи".
**
Если Форма №4, введенная по инициативе Минюста, не помогает раскрывать имена реальных собственников компаний и усложняет жизнь предпринимателям, то в самом ли деле Минюст заинтересован в решении этой проблемы? Вопрос риторический.