ГоловнаБлогиБлог Андрея Миселюка

Цена жизни без МВФ

Доллар по 40 гривен к концу года, инфляция больше 17%, падение золотовалютных резервов до $7,4 млрд. с нынешних $ 18 млрд., нехватка денег для погашения выплат по внешним займам и новый дефолт…

Фото: premiumtimesng.com

Такие цифры недавно появились в СМИ. И успели наделать немало шума. Поскольку больше похожи на некий апокалиптический сюжет. Но это всего лишь прогнозный сценарий. Подготовленный специалистами Нацбанка ещё весной, а летом попавший в СМИ. В появлении таких прогнозов нет ничего форс-мажорного: финансовые специалисты по роду своей деятельности обязаны готовить как базовый сценарий развития экономической ситуации, так и возможные альтернативные. Выше приведённые цифры – как раз из альтернативного, наименее благоприятного сценария. В котором прекращение сотрудничества с Международным валютным фондом дополняется падением цен на рынке металлов.

К счастью, именно этот наиболее неблагоприятный сценарий на сегодня имеет незначительные шансы на реализацию - потому что ситуация на мировых рынках металла остаётся стабильной и не показывает тенденции к падению цен.

Чего нельзя сказать об ещё одном неблагоприятном прогнозе-сценарии того, какие будут последствия для Украины в случае прекращения сотрудничества только с МВФ. При сохранении нынешнего уровня цен на металлы. Цифры в нём, конечно, уже не такие пугающие. Но его вероятность увеличивается с каждым месяцем.

Поскольку у Фонда есть набор настоятельных пожеланий нашей власти. Которые Киев не спешит удовлетворять. Если закон о создании Антикоррупционного суда приняли месяц назад, то требования повышения цен на газ для населения и бюджетной стабильности основательно зависли.

Газовая дилемма Гройсмана

Что касается поднятия цен на газ, то премьер Гройсман, поставивший этот вопрос на «стоп» год назад и сейчас отказывается выполнять условия Фонда о существенном повышении (по разным оценкам от 30 до 60%). И изо всех сил безуспешно пытается убедить Фонд в необходимости максимально растянуть во времени процесс повышения и ввести целый ряд компенсаторов. Подготовив за год уже с десяток разных вариаций на тему «Как повысить цену на газ, не повышая её по-МВФовски». Это противоречит изначальной задумке Фонда о том, что население должно платить наравне с промышленными потребителями – без разных компенсаций, отсрочек, субсидий, льготных объемов газа и т.п.

Поэтому дилемма у премьера архисложная: радикальное повышение цен на газ ни в предвыборном 2018-ом, ни в следующем - году президентских и парламентских выборов для Киева представляется «невозможным по определению». С учётом больших политических амбиций и планов Порошенко с Гройсманом. Которые категорически не готовы примерять на себя роли «камикадзе», делающих радикальные, крайне непопулярные среди избирателей, но нужные экономике шаги и уходящие с политической сцены.

В чём весь цимес

Но без продолжения программы сотрудничества с МВФ невозможно привлечение средств на международных рынках заимствований для обслуживания пиковых выплат по внешнему долгу 2019-2021 годов. В счет погашения и обслуживания внешних обязательств только в следующем году нужно будет заплатить $6,5 млрд.

Еще одно требование МВФ, которое правительство Гройсмана даже не пыталось выполнить – сбалансированный бюджет. Принятый госбюджет-2018 с самого начала критиковался Фондом из-за необоснованности статей доходов и слишком раздутых расходов. Однако за прошедшие полгода Кабмин так ничего и не сделал для исправления дисбалансов.

Несмотря на то, что показатели по доходам хронически не выполняются с начала года. В частности, не выполняется ни план по внешним и внутренним заимствованиям, ни план по поступлениям от приватизации (в бюджет по этой статье заложен полностью оторванный от реальности показатель 22,3 млрд.грн.).

Трудности с финансированием дефицита бюджета всё нарастают. Для их разрешения у правительства есть возможность осенью прибегнуть к секвестру бюджета. С экономической точки зрения шаг оправданный, с точки зрения втянувшихся в предвыборный процесс Порошенко и Гройсмана – самоубийственный. Да только «весь цимес ситуации» и заключается в том, что МВФ выделяет деньги любой стране только после приведения бюджета в сбалансированное состояние...

По состоянию на сегодняшний день у Киева есть теоретическая возможность попытаться самому свести концы с концами. Золотовалютные резервы хотя и сокращаются с начала года (с $18,8 млрд. до $18, 17 млрд. на 31.05.18), но теоретически позволят обслужить $11 млрд. долларов выплат в этом и следующем году. Три недели назад глава НАБУ Смолий вообще сказал, что имеющегося объема резервов хватит для самостоятельного обслуживания внешнего долга до конца 2020-го. Не упомянув, правда, о том, что и 2021-ый – пиковый год по выплатам – нужно будет где-то взять свыше $6 миллиардов долларов.

И ещё одно важное уточнение: сугубо арифметическое вычитание суммы внешних выплат из суммы имеющихся золотовалютных резервов здесь не уместно. Об этом знает любой грамотный макроэкономист. Тем более, что подсчеты Смолия, и попавшие в СМИ прогнозы специалистов НБУ сделаны без учёта влияния предвыборных социальных выплат, которые неизбежно возрастут по мере приближения к датам двух выборов. И нужно будет помимо внешних выплат закрывать ещё и кассовые разрывы в бюджете между доходами (из-за заложенных в смету заведомо невыполнимых показателей) и увеличивающимися расходами…

Таким образом, осень станет для Киева не только временем выборов, но и моментом выбора. Когда придётся прекращать постоянный и бессистемный бег в замкнутом четырёхугольнике ключевых исходных предпосылок «Требования МВФ – Предвыборные резоны – Необходимость доступа на рынки внешних заимствований – Секвестр бюджета». И выбирать маршрут выхода из него.

Андрей Миселюк Андрей Миселюк , Политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram