Сегодня туриндустрия входит в ТОП-5 отраслей, приносящих наибольшие доходы в мире. По прибыльности она опережает даже угольную промышленность. К слову, в Украине в угольном секторе задействовано порядка 300 тысяч человек, а в индустрии гостеприимства − около миллиона. Это дает веские основания относиться к туристической отрасли крайне серьезно. Наглядный тому пример − Европа и мировое сообщество.
Зарубежная практика
Во всем цивилизованном мире с помощью туризма решаются вопросы укрепления единства нации, пропаганды своей культуры, стимуляции экономики. В качестве примера хотелось бы привести опыт Грузии. По окончании войны с Россией грузинское правительство сделало ставку на развитие туристической отрасли. Особое внимание было уделено созданию позитивного туристского имиджа страны, либерализации визового режима, привлечению иностранных инвесторов с целью дальнейшего лоббирования интересов Грузии за рубежом. И результат не заставил себя долго ждать. Теперь страну ежегодно посещает множество отдыхающих из разных уголков мира, активно развивается внутренний туризм, заходят зарубежные инвестиции, что, в свою очередь, положительно сказывается на экономике в целом.
Даже несмотря на войны, кризисы, катаклизмы, большинство стран развивает туризм как приоритетную отрасль экономики. В Израиле после прошлогоднего обострения военного конфликта с Палестиной было внесено два изменения в бюджет по результатам первого полугодия. И касались они увеличения расходов на оборонную и туристическую отрасли.
Не менее показателен опыт Японии, в короткие сроки сумевшей восстановить объемы туристического потока после крупной радиационной аварии на АЭС «Фукусима-1». И это − результат верных действий правительства, которое буквально через полгода после катастрофы выделило двойной бюджет на создание привлекательного для туризма имиджа страны.
И таких примеров великое множество. В их числе Турция, быстро вернувшая расположение отдыхающих после серьезных столкновений в стране между полицией и оппозицией в 2013 году, Тунис, возродившийся после «жасминовой революции», Египет − после революции 2011 года.
Отечественные реалии
В свою очередь Украина в вопросе развития туризма все еще находится на уровне «совкового менталитета». Правительство не проявляет должного интереса к развитию индустрии, не проводит никакой конкретной политики в этом направлении: до сих пор отсутствуют какая-либо стратегия, госпрограмма. С чем это связано, сказать сложно. Возможно, с тотальным непониманием реальных перспектив. Хотя в нынешних непростых условиях именно туристическая индустрия, как экономическая категория, может стать базисом для интеграции в Европу. Сегодня это единственная отрасль, которая реально готова к переходу на европейскую систему саморегулирования. Уже сейчас турассоциациям можно отдать лицензирование туроператорской деятельности, выдачу разрешений на право осуществления туристического сопровождения, категоризацию объектов туристической инфраструктуры.
Как показывает международная практика, сфера туризма не может развиваться сама по себе, ей как воздух необходима поддержка государства. Но единственный орган управления туротраслью Украины − Государственное агентство по туризму и курортам – был ликвидирован, а его полномочия переданы Минэкономики и Госслужбе по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Теперь, по сути, регулированием и развитием туризма у нас особо никто не занимается. Для сравнения: Министерство туризма Турции насчитывает порядка 7 200 госслужащих, а в Министерстве туризма Таиланда числится 10 900 сотрудников. И это очень неутешительная для Украины статистика.
Пути решения
Ситуацию, сложившуюся на украинском туристическом рынке, без преувеличения можно назвать критической. И единственный выход из нее – на 180° изменить существующее отношение к отрасли не только со стороны чиновников, но и мировой общественности. Нас не должны воспринимать исключительно через призму войны с Россией. Тем более что конфликт имеет локальный характер.
Наиболее действенный и не затратный вариант − популяризация нашей культуры, обычаев, традиций, национальной кухни среди европейцев. При поддержке украинских посольств в странах ЕС, представителей диаспоры и туристического бизнеса можно организовывать, так называемые, «дни Украины» в европейских столицах с использованием различных инструментов событийного маркетинга: презентаций, пресс-конференций, семинаров, фестивалей, ярмарок. Это станет важным шагом на пути развития партнерских отношений Украины с Евросоюзом.
Однако туризм является элементом не только внешней, но и внутренней политики государства. Крым мы потеряли во многом благодаря тому, что большинство жителей полуострова ни разу не выезжали на территорию материковой Украины. Недостаточная осведомленность о ментальных особенностях разных регионов сделала крымчан легкой добычей российских пропагандистов. К сожалению, в большей части Украины сложилась сходная с Крымом ситуация. Выходцы из различных частей страны практически ничего не знают друг о друге, многие никогда не выезжали за пределы своей области.
В целях объединения нации необходимо разрабатывать государственные программы, направленные на развитие внутреннего туризма в Украине. Люди должны путешествовать, изучать историю и традиции своей страны. Тем более что у нас немало мест, заслуживающих посещения. Это и Черкащина – Шевченковский край, где можно почерпнуть много нового о жизни знаменитого поэта, и Азовское побережье, где сохранился дух казачества, и Полтавщина – родина классика мировой литературы Николая Гоголя.
Очень важно перенимать зарубежный опыт. К примеру, в США по окончании Гражданской войны между Севером и Югом была внедрена масштабная программа, стимулирующая американцев путешествовать по стране. Суть ее сводилась к тому, что настоящим гражданином Америки мог считаться лишь тот, кто побывал более чем в пяти штатах. Как итог − в США превалирует внутренний туризм, а американцев называют одной из наиболее мобильных наций.
О развитии туризма в пределах страны наглядно говорит и количество внутренних авиарейсов. В этом случае показательным примером для нас может стать Польша, которая территориально значительно меньше, но в разы превосходит Украину по числу перелетов. Так, в Польше – это 12 тысяч внутренних авиарейсов, а в Украине – порядка пяти тысяч.
В целом развитие туристической отрасли в Украине должно стать национальным приоритетом. Тем более что для этого есть все условия − исключительные природно-рекреационные и культурно-познавательные ресурсы. Ну а максимальное объединение усилий представителей туризма с представителями власти поможет сформировать высокорентабельную и конкурентную индустрию, способную удовлетворить потребности туристов в разнообразных туристических услугах, привлекающую интерес мировых туристических брендов и приносящую стабильный доход в бюджет страны.